«Аида» опера Верди
Премьера оперы «Аида» в 4 действиях прошла 24 декабря 1871 года в Каире, 8 февраля 1872 года в Милане, 19 ноября 1875 года в Петербурге и 1 апреля 1877 года в Мариинском театре . Написал ее Дж.Верди. С 1877 года опера продолжает свое существование в российском репертуаре.
Все началось с того, что египетское правительство в 1868 году обратилось к Верди и попросило написать оперу на тему Египта. Закончить ее нужно было в 1869 году, приурочив к открытию Суэцкого канала. Но согласиться композитор решил только в 1870 году. Наброски сценария для будущей оперы были сделаны французским египтологом Мариеттом, который жил на то время в Каире. Дю Локль взялся за сочинение либретто на французском языке, а Гасланциони на основе этого написал стихотворный текст на итальянском. Создание либретто не обошлось без участия Верди. Именно ему опера обязана патриотической тематикой и конфликтом между чувствами и долгом (Аида, Радамес), а также идеей осуждения завоеваний и международной вражды.
Связь с «большой» французской оперой «Аиде» дают: масштабность действия, массовость хора, марши и шествия. «Аида» отличается особой эмоциональностью выразительности, драматизмом и лирикой. Психологизм этой музыкальной драмы заключается в подчинении обстановочной стороны высокой нравственной идее. «Аида» значительно отличается от «большой оперы», хотя Верди и знаком с ее традициями, но он гуманист, отдававший силы борьбе за справедливость. Все его произведения несут утверждение, что каждый человек имеет право быть счастливым.
Опера Верди полна драматических столкновений и показывает, какой напряженной может быть борьба между врагами и между влюбленными. Этим объясняется и определенная дуэтность произведения. Ни одна опера не может похвастаться таким огромным количеством диалогов, своеобразных «поединков» между героями. Непередаваемое воздействие оказывают на зрителя хоры.
«Аида» признанный шедевр Верди. Премьера принесла успех творению музыканта, хотя его самого там и не было. Отсутствие композитора было связанно с его полным неприятием рекламной атмосферы, возникшей вокруг его творения.
После фурора в Каире, «Аида» произвела такое же неизгладимое впечатление и на родине автора, а далее завоевала признание во всей Европе. Подготовка постановки в Милане шла под чутким руководством самого Верди. После премьеры автор был вызван на сцену 32 раза. Это небывалый успех.
Хотя не меньше ажиотажа вызвала и премьера «Аиды» в России. Вообще в отечественном театре эта опера занимает особое место.
Но успехом в театре жизнь творения не ограничилась. 1953 год ознаменовался экранизацией «Аиды» режиссером К. Фракасси, а С. Лорен играла Аиду.