Джордж Гершвин
Имя Джорджа Гершвина в 1920-е годы почти не сходило со страниц журналов и газет. Даже Рубенштейн в одном из интервью назвал Гершвина «великим» артистом, обладающим гениальностью.
Февраль 1924 года ознаменовался небывалым концертом, который характеризовался как «эксперимент в современной музыке». Собравшаяся публика была разношерстной. Концертная программа была довольно разнообразной, но вначале публика явно не была в восторге. Некоторые решили покинуть зал, но в это время на сцене появился Гершвин. Как только молодой композитор стал играть, публика перестала скучать. Даже музыканты преобразились. Их игра, соединенная с игрой Джорджа, словно способна была вывернуть наизнанку, передать все самые искренние эмоции.
После концерта мнение критиков сошлось на том, что Гершвин обладает недюжинным талантом, а созданная им «Рапсодия» — шедевр гармонии и «ритмической изобретательности». «Рапсодия в блюзовых тонах» смогла сделать невозможное – объединить джаз и симфоническую музыку, но помимо этого еще и вывести все это на новый уровень.
После того, как прошла премьера Уолтер Дамрош, и симфоническое общество Нью-Йорка сделали Гершвину заказ на написание произведения для оркестра. Артист выбрал концертный жанр. В день выступления композитор очень нервничал, но концерт прошел великолепно, как и предыдущий.
Сценические комедии Гершвина постоянно имели успех. После того как спектакль «Первоцвет» прошел в Лондоне, композитор получил признание уже за океаном. А мюзиклы гения выдерживали огромное количество представлений на Бродвее.
Естественно, что такой успех не мог прийти и без значительного улучшения материального положения Гершвина. После покупки дома композитор отправился в путешествие по Европе, продлившееся до лета 1928 года. После него Джордж вернулся с наброском будущей симфонической поэмы «Американец в Париже», которую закончил в ноябре того же года. Премьера прошла в декабре в Нью-Йорке, а через три года в Лондоне. Со временем «Американец в Париже» стал частью выступления многих театров.
С 1931 года Гершвин возвращается к «серьезному» жанру и в мае заканчивает вторую рапсодию. Но критики не слишком доброжелательно отнеслись к ней, считая, что композитор потерял искорку своей гениальности. А вот мюзиклы продолжали радовать публику и имели головокружительный успех.
Гершвин стал первопроходцем, создав оперу «Порги и Бесс». После премьеры критики не были однозначны в своих суждениях. Впервые в произведении негры показаны с сочувствием и уважением. Некоторые театральные рецензенты называли оперу народной, ибо она совместила блюз, джаз, спиричуэл, негритянские песни и напевы, оперную и симфоническую музыку.
Но после окончания работы над «Порги и Бесс» здоровье Гершвина ухудшилось. Врачи советовали ему забыть о творчестве и переехать в место с более благоприятным климатом. В 1937 году у композитора обнаружили опухоль мозга и вскоре он умер.