Фортепианные дуэты
Родоначальником фортепианного дуэта в России считается композитор и пианист Джон Фильд. Ирландец по происхождению, он какое-то время работал в столицах России. В числе его учеников – один из популярнейших в свое время фортепианных дуэтов, сестры-виртуозы Каролина и Евгения Цинтль.
Забытый за годы революции и Гражданской войны, жанр фортепианного дуэта вновь начал возрождаться с 30-х годов прошлого века. На концертной эстраде блистают братья Михаил и Адольф Готлибы. Сыгранные, слаженные дуэты проверены годами. Их выступления и репетиционная работа – не просто игра вдвоем, а особое психофизическое родство, тончайшее взаимодействие.
Исполнитель партии primo, обычно воплощающий мелодическую линию, более свободен в отношении агогики и яркости нюансировки; именно он определяет «полетность» звучания, те мельчайшие отклонения в динамике и темпе исполнения, которые определяют фразировку, выразительность, а зачастую – и стилистику исполнения сочинения. От исполнителя партии secondo требуется большая «основательность», метроритмическая стабильность; именно он «держит» заданный темп и «лепит» музыкальную форму произведения, предоставляя общему в незыблемый фундамент метра, «одевая» мелодию в красочные наряды гармоний и давая ей возможность блистать и царствовать надо всем. Фортепианный дуэт можно сравнить с балетной парой, где партнер secondo выполняет всевозможные поддержки, плавно переносит по сцене primo-балерину, создавая иллюзию ее нереального полета или сказочной невесомости.
Основное внимание восхищенного зрителя приковано именно к грациозно порхающей партнерше, а ее спутник – как бы на втором плане, но разве состоялся бы без него столь очаровательный план первый? Процесс привыкания участников фортепианного ансамбля друг к другу требует не только внимательной слуховой, но и терпеливой психологической работы. Важно умение участника ансамбля находить творческий контакт с партнером.
Репертуар фортепианных дуэтов, как правило, менее консервативен, нежели сольный репертуар пианистов. Зачастую ансамблевые произведения являются переложениями сочинений, написанных для симфонического оркестра или иных инструментальных составов. Сочинения, предназначенные для исполнения на двух роялях, имеют, как правило, ярко выраженную концертную направленность. Этот жанр музыки последнее время переживает особый подъем, что во многом связано с регулярным проведением музыкальных конкурсов и фестивалей. Нередко концертные дуэтные произведения бывают написаны для конкретных исполнителей либо по их специальному заказу.