«Кармен» опера Бизе
Премьера оперы в 4 действиях «Кармен» написанная Дж. Бизе произошла на подмостках Парижа 3 марта 1875 года. В оригинальном варианте оперы музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами. Именно благодаря этому она и получила название «комической оперы». После того, как композитор ушел из жизни, его друг Гиро переделал партитуру, заменив разговорные сцены речитативом.
Образ главной героини в опере двойственен, он волнует и отталкивает одновременно. Она показана как женщина, способная на убийство чужака, но при этом готовая пожертвовать собой. Кармен, не желая лгать в чувствах, предпочла смерть. Дж. Бизе смог очистить характер девушки от мелких черт бытового характера, тем самым акцентировав внимание на свободолюбии, внутренней честности, бескомпромиссности. Да, при этом образ все же потерял некоторые свои краски, но взамен приобрел драматизм и обобщенность.
Главный герой – Хозе, тоже перетерпел изменения. Новелла наделила его романтико-героическими качествами, опера же скорее сделала человеком слабохарактерным, в пламени, страсти которого сгорели все понятия о чести, любви и совести. Обычный крестьянский парень, живший по законам морали и общества, после встречи с цыганкой перестает быть собой. Он готов ради нее попрать все устои. Но Кармен живет в другом мире и что естественно для нее, является полностью неподходящим Хозе. Именно это наталкивает на мысль о катастрофе. Рок обретает обоснование.
Сама драма Хозе и Кармен в опере становится более реалистичной и закономерной. Композитор гениален в своем понимании и выражении того, что жизнь отдельного человека не может быть отделена от жизни окружающего мира. Пестрая толпа людей словно отхлынула ненадолго, являя миру главных героев, но, тем не менее, они вышли из той среды и она все равно является их частью.
«Кармен» завоевала российского зрителя уже после премьеры в Мариинском театре. Конечно же, менялось время и вносило свои корректировки в образ главных героев. Кармен то становилась земной и олицетворяла низменные качества человеческой натуры, то наоборот эстетизировалась и в ней можно было рассмотреть личность, которая утверждает собственную свободу.
Одной из лучших постановок оперы считается работа режиссера Фельзенштейна и дирижера Клемперера 1949 года, осуществлявшаяся в Берлине с использованием именно разговорных, а не речитативных сцен.