Обработки и переложения Г. Орвида
Обработки и переложения Г. Орвида характеризуются художественным вкусом, тонким чувством стиля и мастерством. К каждому отдельному произведению он подходит с большой тщательностью. Это проявляется, например, в бережном отношении к авторскому тексту. В большинстве своих переложений Г. Орвид оставляет оригинальную тональность, транспонируя лишь партию трубы, но в ряде случаев, когда это продиктовано соображениями удобства игры и красоты звучания, тональность изменяется.
Среди переложений Г. Орвида имеются произведения, различные по характеру и настроению. Таким образом, Г. Орвид как создатель переложений выступает с позиций педагога-просветителя имеющего целью дать учащимся представление о многообразии жанров и форм, о различных стилевых направлениях мировой музыкальной классики. Переложения Г. Орвида для трубы существенно обогатили репертуар этого инструмента и имеют большую художественную и педагогическую ценность.
Существенным вкладом в создание репертуара для трубы является также составление им сборников переложений. Так, широкое распространение получил «Сборник пьес для трубы в сопровождении фортепиано» под редакцией М. Табакова и Г. Орвида, который переиздавался четыре раза. В этом сборнике были помещены переложения сочинений русских и зарубежных композиторов.
В 1947 году вышел «Сборник произведений русских композиторов в переложении для трубы и фортепиано» под редакцией Г. Орвида. В 60-е годы по инициативе Г. Орвида началось обновление репертуара для трубы лучшими сочинениями советских и современных зарубежных композиторов и оригинальными произведениями композиторов-классиков, ранее не известными советским исполнителям.
Вопрос о пересмотре репертуара возник не случайно. В это время советские дирижеры стали все чаще включать в программы симфонических концертов современные произведения (как советских, так и зарубежных авторов), в которых использовались новые музыкально-выразительные средства, ширился и обогащался «интонационный словарь», соответствующий духу времени.
От трубачей, также как и исполнителей других специальностей, потребовалось приобретение навыка эмоционально-осмысленного произнесения современных интонаций. Орвид был одним из тех педагогов, кто обратил на это внимание. Его забота была своевременной, так как культура восприятия и исполнения современной музыки студентами, оканчивающими вуз, желала быть лучшей. Кроме того, современный оригинальный репертуар, по мнению Г. Орвида, мог оказать стимулирующее воздействие на развитие сольного и ансамблевого концертирования на духовых инструментах.