Разбор трудностей сольной партии концерта для трубы с оркестром ми-бемоль мажор
В первую очередь необходимо отметить, что концерт написан для трубы Es, в то время как обычная практика исполнения — B. Таким образом, изначально произведение исполняется на другом инструменте, строй, и диапазон которого отличается от задуманного Гайдном первоначально.
http://indokitaytour.ru
С первых фраз композитор вводит фразы в широком диапазоне (от полутора до двух октав), верхняя нота которых (ля второй октавы) исполняется двойной атакой языка. В средней части вся сольная партия звучит в высоком регистре, при этом записана она шестнадцатыми длительностями и исполняется двойным языком. В довершение необходимо отметить, что вся первая часть звучит в скором темпе (Allegro). Точности и аккуратности при исполнении требуют трели. На кульминации верхний предел диапазона достигает ми третьей октавы, после чего наблюдается спад, благодаря чему уже через несколько тактов звучит до первой октавы. Такие перепады также чрезвычайно сложны для исполнения. Последние построения перед репризой представляет собой длинную фразу в высоком регистре, изложенную шестнадцатыми длительностями. Довершается все скачками на дециму, неоднократно повторяемыми в репризе первой части.
После активного звучания первой части вторая лирическая часть несет опасность следующего рода: солист должен быстро перестроиться на исполнение другого качества звука, другой динамики, т.к. исполнение неправильно первых звуков приводит к дефектам звучания (киксам). Вторая часть сочетает в себе мягкость и плавность, легатность каждой фразы, изложенной восьмыми с прозрачностью и легкостью пассажей, выписанных тридцать вторыми длительностями.
Третья часть – яркий, активный, жизнеутверждающий финал, является наиболее трудной для исполнения и наиболее показательной с точки зрения владения инструментом.http://koreatourr.ru
Здесь фразы разграничены не только ритмически и за счет разницы штриха, как в первой части, все эти различия подчеркиваются контрастной сменой динамики. Короткие и относительно простые фразы, изложенные восьмыми, молниеносно сменяются длинными в изложении шестнадцатыми. Быстрый темп же не дает времени для полноценного взятия дыхания. Вслед за этим композитор выписывает последовательность с мордентами на второй доле четверти, таким образом создавая эффект синкопы. Из-за сложности исполнения данного отрезка, многие трубачи просто пропускают морденты, что, однако, не желательно с точки зрения воплощения образной сферы произведения. Чтобы показать мастерство солиста, его уровень владения инструментом, Гайдн вводит последовательность, состоящую из восходящих октав, которые образуют скрытое двухголосие.
Таковы основные сложности сольной партии данного концерта.