«Травиата» опера Верди
Вскоре после того как 1848 году вышла книга А. Дюма-сына «Травиата» Верди всерьез задумался о создании оперы на ее основе. В то же время он набросал короткий сценарий будущего произведения. Но окончательно композитор решил написать оперу уже после того, как на сцене парижского театра увидел оперу, созданную на основе романа.
Следует отметить, что сама идея Верди была весьма дерзкой, ведь ранее «падшие» женщины не выступали главными героинями. Конечно же, им было место в романах или драмах, но в операх никогда. Даже Скриб при создании либретто «Манон Леско» переделал образ героини, превратив ее в существо кроткое и чистое, что никак не вязалось с изначальным вариантом, показанным в повести Прево. Верди же наоборот, не просто оставил характер героини, он смог усилить драму, обличая лицемерие морали общества.
Появление «Травиаты» стало свидетельством того, что оперная эстетика Верди претерпела значительные изменения. Театральной броскости он противопоставляет теперь контрастность, драматизм и правду характеристик. «Травиата» плод углубившегося и обогатившегося понимания задач реализма в опере. Верди отказался от переизбытка театральных эффектов и сосредоточился на том, чтобы раскрыть внутреннюю драму. Опера по праву считается самым задушевным и поэтическим произведением композитора. Основной мотив творения – драма женщины, которая пала жертвой предрассудков общества. Вся выразительность произведения подчинена этой задаче. Верди постепенно изменяет характеристику светского общества, в котором находится героиня. Изначально, кажется, что Виолетта является частью этого мира. После встречи с Альфредом, ставшим ее любовью, героиня словно освобождается от оков светского общества. Автор в полной мере раскрывает чистоту, нежность и благородство души девушки. Любовь превращается в смысл ее жизни. Вернуться к былому не представляется возможным. Разрыв с любимым становится катастрофой для Виолетты. Появившийся в жизни девушки Жермон, хоть и разрушает ее жизнь, но все же способен на сочувствие. Впрочем, это не меняет суть дела, так как от собственного лицемерия избавиться мужчина не в силах. Альфред же, в свою очередь, искренен в своих чувствах, но не может сравниться с ней.
«Травиата» отличается от всех произведений того времени новизной и смелостью тематики, психологическим богатством образов, отказом от внешнего лоска. Впрочем, премьера оперы провалилась. Связанно это и с тем, что артисты, выбранные на роли Виолетты и Альфреда, совсем не соответствовали образам героев. Но провал оказался временным явлением. В следующем году оперу поставил один из венецианских театров, и здесь она уже получила свое заслуженное признание.
С 1855 по 1857 год «Травиату» ставили на всех центральных сценах Европы, а в 1892 году она была экранизирована Ф. Дзеффирелли.