Вклад Г.Орвида в освоение современного и классического музыкального репертуара
Овладение современным и классическим репертуаром было необходимо для участия советских трубачей в Международных конкурсах. Благодаря энергии и настойчивости Г. Орвида, репертуар трубачей был значительно обновлен. В классах трубы консерваторий зазвучали произведения Гайдна, Гуммеля, Телемана, Хиндемита, Онеггера, Жоливе и других авторов.
Класс Г. Орвида стал настоящей творческой лабораторией по внедрению нового репертуара. Как и прежде, большое внимание профессор уделяет изучению произведений советских композиторов. Здесь часто можно было слышать произведения, созданные советскими композиторами в последние годы. Многие из них написаны в тесном сотрудничестве с Г. Орвидом. Например, «Концертино» Банщикова, «Соната» Александрова, «Соната» и «Поэма» Платонова, «Соната» Мильмана, «Концерт» и «Сюита» Буцко, «Соната» Агафонникова, «Соната» Любовского.
Заслуживает внимания то, что советский репертуар рационально сочетается с произведениями классиков и современных зарубежных композиторов.
В настоящее время в репертуаре трубачей насчитывается более ста оригинальных произведений различных авторов. Но, по мнению Г. Орвида, этот перечень далеко не исчерпывает репертуарную проблему, так как «… музыка — это сама жизнь, а жизнь неуклонно движется вперед. Жить музыкой своего времени — необходимейшее условие роста передового музыканта наших дней. Поэтому у настоящего исполнителя, никогда не должна удовлетворяться жажда новых переживаний, возникающих при знакомстве с талантливым произведением».
Таким образом, мы видим, что педагог-воспитатель Г. Орвид, как и в исполнительстве, остается верен своим принципам борьбы за высокохудожественный репертуар, за воспитание широко эрудированного музыканта-исполнителя.
По его мнению, мастерство трубача основывается, прежде всего, на музыкально-художественном опыте, который приобретается в результате работы над художественным произведением. Целесообразность такого подхода к воспитанию любого музыканта, в том числе и духовика, подтверждается высокими практическими результатами советской исполнительской школы.
При подборе репертуара Г. Орвид постоянно имеет в виду индивидуальные особенности студента, степень одаренности, музыкального развития и специальной подготовки. Он исходит из принципа доступности, посильности изучаемых произведений и считает данное положение важным условием целенаправленных занятий.
В индивидуальных планах его студентов прослеживается четкая логическая последовательность и постепенность в отработке репертуара. Все планы включают в себя произведения русских, советских и зарубежных композиторов, а также пьесы современных авторов