630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Значение звука в исполнительстве по Орвиду

znachenie-zvuka-v-ispolnitelstve-po-orvidu_1Важную предпосылку хорошего качества звучания Г. Орвид видит в неустанном слуховом контроле за качеством звучания инструмента, критическом отношении к каждому звуку и четкой, но не грубой атаке.

В своей педагогической практике Г. Орвид полностью отказался от выражения «удар языка», применявшегося раньше для объяснения функции языка при подготовке и воспроизведении звука. До сих пор существует ошибочное мнение, что при атаке язык должен произвести удар, но на самом деле никакого удара, не должно быть. Язык необходимо подвеет и к нижнему срезу верхних резцов и достаточно энергично оттолкнуться от них.

Струя воздуха, проникая в мундштук, приводит в колебание части губ, заключенные в нем, и столб воздуха, находящийся в инструменте. Так возникает звук, качество которого зависит; от характера музыкальной фразы, от степени напора дыхания, от активности языка при атаке, от степени развития губного аппарата и дыхания, от материальных качеств мундштука и инструмента.

Большое внимание Г. Орвид уделяет «жизни» звука — его зарождению, ведению, филированию, окончанию и угасанию. Он часто напоминает ученикам, что звук не должен обрываться, он должен быть доведен до логического завершения. Интересно следующее его замечание:

«…Жизненной основой красивого тона является тесная взаимосвязь дыхания — возбудителя колебаний и губ — излучателя. Не будучи наполненным теплотой дыхания, отдельный звук не будет жить и не впишется в общую ткань произведения. Для того чтобы инструмент звучал свободно, нужно также выбрать удобное, не стесненное положение губ, не зажимать вибраторы».

Для достижения звукового разнообразия Г. Орвид рекомендует менять формацию гласной в зависимости от регистра: «А» — нижний, «У» — средний, «Й» — верхний. Чтобы звук стал более красочным и живым, он советует пользоваться приемом вибрато.

И действительно, мы знаем, что исполнители различных специальностей — скрипачи, виолончелисты, вокалисты, музыканты-духовики — широко применяют данный прием. Нам странно слышать скрипку без сочного вибрато. Для трубача также крайне важно владеть этим приемом. Вибрато является украшением, способным придать музыкальной фразе частицу возвышенного пафоса, но лишь в том случае, если играющий обладает чувством меры в пользовании им.