Чистота интонирования в педагогике Г.Орвида
Для выразительного звучания особое значение приобретает чистота интонирования.
На трубе, как и других духовых инструментах, не имеющих точно фиксированной настройки звуков, интонация во многом определяется уровнем музыкально-слуховых представлений играющего. Не случайно Г. Орвид в своей педагогической работе уделяет неослабное внимание проблеме чистого интонирования.
Для достижения чистоты интонирования Г, Орвид рекомендует опираться на закономерности ладового тяготения. Повышения или понижения отдельных тонов (исходя из закономерностей ладового тяготения) трубачи могут добиваться при помощи изменения напряжения губного аппарата. Но встречаются звуки, достаточного повышения которых одними губами достичь невозможно. В этом случае применяется вспомогательная аппликатура.
Этот принцип используется и при исполнении этюдов и художественных произведений. Г. Орвид постоянно требует от студентов предварительной настройки на ладотональность произведения, для чего комплекс ежедневных занятий он советует строить с учетом тональности, в которой написано изучаемое в данный момент произведение. (В комплекс включается гамма в этой же тональности).
Необходимо признать, что одной из ближайших причин недостаточной чистоты интонирования рои и игре на трубе является недостаточность слуховой, а шире — психофизиологической настройки на соответствующие звуки.
Действительно, значительную трудность представляет настройка губ на каждый из 35 звуков диапазона инструмента. Поэтому кроме предварительного слушания звука возникает необходимость воспитания «мышечного чувства», т.е. ощущения, возникающего у трубача при исполнении того или иного звука.
Указанная особенность человеческого организма может быть использована и для обеспечения условий достижения чистоты интонирования при игре на трубе. Для воспитания «мышечного чувства» неоценимую помощь должна сыграть система позиций, предложенная Г. Орвидом. Путем осмысленных ежедневных занятий музыкант сначала осваивает опорные точки позиций (основной натуральный звукоряд), а затем и звуки, входящие в круг каждой позиции. Таким образом, позиции служат как бы вехами для освоения всего звукоряда трубы. На наш взгляд, такой подход послужит важной предпосылкой чистого интонирования на трубе.
В повседневной педагогической практике Г. Орвид обращает самое пристальное, внимание и на музыкальную интонацию в широком смысле. Он считает, что она, как и интонация человеческой речи, выражает тончайшие оттенки эмоциональных состояний, раскрываем чувства и мысли людей. На наш взгляд, именно это постоянное стремление рассматривать музыку как живую, образную речь, как своеобразный язык и является одной из важнейших особенностей педагогического метода Г. Орвида.