Достоинства и недостатки «Школы для трубы» Г.А.Орвидова
Достоинством «Школы» является стремление автора вооружить трубача всем комплексом выразительных средств. Для этой цели Г. Орвид вводит «Систему ежедневной гимнастики трубача». Таким образом, впервые в истории отечественного исполнительства на трубе прозвучала мысль о возможности осознанного управления всеми компонентами исполнительского аппарата трубача.
В целом для «Школы» Г. Орвида характерна продуманность в распределении художественного и технического материала, предназначенного для начального и среднего периода обучения, что прослеживается в самом принципе его изложения в порядке возрастающей трудности. Автор очень тонко подходит к вопросу о привитии ученику чувства динамических градаций. Пьесы, помещенные «Школы», довольно простые по содержанию, представляют собой художественные образцы русской и зарубежной классической музыки, нацеленные на развитие художественного вкуса учащегося с одновременным решением определенной технической задачи, требующие от учащихся решения более сложных исполнительских задач.
Здесь рационально сочетаются произведения, предназначенные для овладения сложными ритмическими рисунками, наиболее часто встречающимися в оркестровых партиях и в художественной литературе для трубы, и для знакомства с различными размерами. Все сочинения указанных композиторов являются ценным материалом для овладения мастерством динамической градации, свободы владения инструментом, приобретения физической выносливости, легкости, точности звукоизвлечения, овладения штрихами в различных комбинациях.
Ценно то, что произведения, включенные в «Школу», отличаются жанровым разнообразием. В этом ее существенное отличие от пособий дореволюционного периода. Недостатком, на мой взгляд, является то, что в «Школе» представлено ограниченное число произведений русских и советских композиторов.
В методической части имеются отдельные рекомендации, которые в последующих работах претерпели коренное изменение. Так, например, определяя понятие «амбушюр» как совокупность всех мышц лица, которые контролируют гибкость в том месте губ, где лежит мундштук, и, указывая, что вся сила давления должна идти за счет большего напряжения лицевых и губных мышц, автор дает рекомендации о большем или меньшем растягивании углов рта при извлечении нижних и верхних звуков.