630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Обучение игре на трубе по Г.Орвидову

obuchenie-igre-na-trube-po-g_1Рассмотрим более подробно, что же представляет собой это популярное учебное пособие. «Школа для трубы» Г. Орвида состоит из вводной методической части и трех разделов.

В методической части излагается краткая история трубы, даются сведения о конструкции инструмента и правилах общей постановки. Пристальное внимание Г. Орвид уделяет вопросам постановки мундштука на губах. Обобщив опыт выдающихся отечественных исполнителей на медных духовых инструментах, он приходит к выводу о том, что наиболее рациональным является такое положение мундштука, при котором 3/5 его располагается на верхней губе, а 2/5 — на нижней. Автор совершенно справедливо объясняет выведенное соотношение тем, что нижняя губа более подвижна и меньшая площадь соприкосновения с мундштуком способствует сохранению ее гибкости, дает свободу для маневрирования.

Такое положение мундштука в настоящее время принято педагогами для обучения не только на корнете и трубе, но и на всех других медных духовых инструментах. Данное правило автор не считает единственно возможным. Он отмечает, что это положение не является обязательным для всех. Большое значение Г. Орвид придает сознательному управлению усилиями мышц на основе слуховых звуковысотных представлений. Следует отметить, что ни в одной из ранее изданных «Школ» для трубы не обращалось внимания на интонационную сторону исполнения.

Отсутствие таких указаний ослабляло внимание к этой важной стороне исполнительского процесса, создавало среди музыкантов ложное представление о якобы существующем темперированном строе духовых инструментов, снабженных вентильными или помповым механизмом. В методической части Г. Орвид большое место уделяет вопросам дыхания как важного исполнительского средства музыканта трубача.

В противоположность Арбану, рекомендовавшему грудной тип дыхания, Г. Орвид считает необходимым развивать смешанный тип, заключающийся в одновременном действии межреберных и грудных мышц, мышц брюшного пресса и диафрагмы. Он подчеркивает, что вдох должен быть как можно более полным и быстрым (одновременно через нос и рот), а выдох — спокойным, равномерным, медленным. Для развития исполнительского дыхания Г. Орвид предлагает ряд упражнений, как с инструментом, так и без инструмента. В специальном разделе «Школы» детально разбирается взаимосвязь всех компонентов исполнительского аппарата при осуществлении атаки звука.