Гайдн и симфоническая музыка
Франц Йозеф Гайдн справедливо считается прародителем квартета и симфонии, величайшим основателем классической инструментальной музыки и современного оркестра.http://recept26.ru
Й. Гайдн родился в восемнадцатом веке в Австрии в городке Рорау. Отец у него был каретного дела мастер, а мать – кухаркой.
К жанру симфонической музыки относят концерты для разных инструментов в сопровождении оркестра. Величайшим композитором своего времени Й. Гайдном написано более сорока концертов для фортепиано, скрипки, виолончели и духовых инструментов.
Оркестровое письмо Гайдна постепенно ослабляет связь с уже не новой техникой basso continuo, в которой клавишные инструменты или орган, заполняли аккордами музыкальное пространство и образовывали «костяк», на который налаживался весь оркестр. В более поздних произведениях Гайдна эта техника почти пропадает, остается только в вокальных речитативах.http://turizmo26.ru
В трактовке медных духовых и деревянных инструментов Гайдн сразу же обнаруживает врожденный колорит; даже в самых скромных по своему составу партитурах он демонстрирует чутье в подборе тембров оркестра. Написанные симфонии Гайдна, по словам Римского-Корсакова, оркестрованы безупречно, как никакая другая музыка в Западной Европе.
Гайдн постоянно обновлял свой музыкально-выразительный язык; вместе с Бетховеном и Моцартом сформировал новый стиль — венский классицизм. Начало этого стиля лежит в эпохе барокко.
Гайдном написано более сорока концертов для фортепиано, скрипки, виолончели и духовых инструментов. Эти произведения представляют собой своеобразный трехчастный цикл (allegro сонатное, медленную часть и подвижный финал); концерты Й. Гайдна сочетают в себе особенности сольной виртуозной и симфонической музыки. Виртуозные и выразительные качества солирующего инструмента широко использованы Гайдном. По звучанию оркестра (особенно в туттийных моментах), по масштабности и приемам развития тематического материала лучшие концерты Гайдна более зрелого периода творчества ни чем не уступают его великолепнейшим симфониям. К ним принадлежат, например, клавирный концерт ре мажор и виолончельный концерт до мажор. Сонатно-симфонический цикл существовал и до появления на композиторской аллее славы Й. Гайдна; но именно его творчество явилось началом классического европейского симфонизма, и в этом его историческое значение.http://artgarmony.ru/