Й.Гайдн и социальное положение музыкантов в 18 веке
В разнообразных музыкальных условиях феодально-абсолютистского строя 18 века многие композиторы работали камерными музыкантами, капельмейстерами при королевских, императорских дворах и при дворах местной аристократической знати. Она часто привлекала к себе на службу самых выдающихся виртуозов и композиторов. Несмотря на унизительное положение придворных музыкантов и вопреки отсталым вкусам большинства аристократов, они создавали произведения, проникнутые народной песенностью и танцевальностью и обладавшие высокой общественной значимостью.http://westtourr.ru
Многочисленные придворные оркестровые капеллы и небольшие камерные ансамбли в Праге, Вене, Лондоне, Париже, Милане сыграли важную роль в развитии и дальнейшем распространении высокой инструментальной культуры. Так постепенно складывался классический стиль в музыке, достигший высокой степени совершенства уже в венской классической школе.
Й. Гайдна формировала окружающая музыкальная среда Вены — ее народное искусство. Народная (фольклорная) песня стала основой его камерных сочинений и даже симфоний.
Окончательное созревание классического симфонического стиля Гайдна происходит в Вене. Венский симфонизм формируется в тесной связи с бытовой и развлекательной музыкой, а также народной традицией. Симфонические произведения сороковых – шестидесятых годов составляют часть общей системы танцевальных сюитообразных инструментальных жанров — серенад, кассаций, дивертисментов. Наиболее заметными представителями ранне-венской школы были Г. М. Монн, Г. X. Вагензейль, Г. Ройтер. В ранневенской симфонии очень сильно проявляются бытовые истоки, близость к прикладным, развлекательным формам музыки; она еще очень лаконична, а в некоторых случаях почти неотличима от циклической оперной увертюры.http://alaskatour.ru
На этом историческом фоне появляются первые симфонические произведения Гайдна. Именно ему предстояло завершить первый этап работы над классической симфонией, создать искусство большого масштаба, глубокой мысли, стройной и совершенной формы. Й. Гайдн преодолевает прикладной характер ранней венской симфонии. Классическая гайдновская симфония становится одним из самых серьезных, глубоких и философских концепционных жанров, занимая место рядом с оперой.