
Исполнительские средства трубача
Присутствуя на занятиях в классе Г. Орвида, при первом прочтении незнакомого сочинения студент ясно улавливал общую направленность, не допускал принципиальных ошибок в трактовке стиля. Педагог не навязывал своего мнения, а развивал более углубленное понимание внутреннего смысла произведения, внося в общий план едва заметные штрихи, благодаря которым закреплялся исполнительский замысел.
Невольно возникало сравнение его работы с искусством дирижера, который неуловимым движением, мимикой, отдельной репликой придает исполнению определенный колорит. Для лучшего осознания исполнительских задач Г. Орвид рекомендует использовать прием игры в замедленном темпе. В этом случае легче прослеживается логика, построения отдельных фраз, пассажей, лучше «укладываются» неудобные места. Следует подчеркнуть, что Г. Орвид никогда не играет механически сам и учеников приучает к вдумчивой, сосредоточенной работе. Он не признает приема утрированного повторения звуков, напротив, старается детализировать нюансировку, тщательно шлифует каждую фразу.
На этапе «черновой работы» в освоении произведения важной задачей становится работа над исполнительскими средствами, необходимыми для художественного воплощения музыки.
К основным из них Г.Орвид относит: звук — сильный, красивый, свободно льющийся; динамику — усиление и ослабление звука, владение вариантами динамических градаций; вибрато — прием исполнения, сообщающий звуку гибкость и насыщенность; интонацию — в узком смысле — точное воспроизведение звуков по высоте в процессе исполнения и в широком — как важнейшее средство воплощения художественного образа; агогику — небольшие отклонения от темпа и ритма; артикуляцию и штрихи — различные приемы извлечения, ведения и соединения звука; фразировку — художественно-смысловое разграничение музыкальных построений при исполнении в целях наиболее яркого и верного раскрытия образной композиции произведения; исполнительское дыхание — мастерское владение дыханием позволяет влиять на качество звука, выразительность исполнения; технику пальцев.
Являясь продолжателем традиций основателя советской школы трубачей М. Табакова, считавшего звук «основным капиталом трубача, Г. Орвид львиную долю времени отводит работе над качеством звука. Его забота о высокой культуре звука не случайна, ибо именно выразительность звучания, как средство исполнительского воплощения мелодии, полнее всего определяет силу эмоционального воздействия музыки.
Важно отметить, что характер звука он связывает с содержанием исполняемой музыки. Г. Орвид убеждает своих воспитанников не увлекаться масштабной звучностью, а исходить из характера и стиля каждого конкретного сочинения.