Заключительный раздел «Школа игры на трубе» Г.Орвида
В заключительном разделе рассматриваемой работы автор высказывает свое отношение к музыкальному искусству в целом, затрагивая отдельные узловые проблемы исполнительства: отношение к авторскому замыслу; проявление артистической индивидуальности при прочтении музыкального произведения; важнейшие исполнительские средства и их использование для наиболее полного раскрытия художественных образов произведения и др.
Здесь же он подчеркивает, что изучение действия компонентов звукообразования должно служить лучшему претворению в жизнь задач музыкальной педагогики. Завершая анализ исследования «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе», важно подчеркнуть, что подход Г. Орвида к теоретическому обоснованию функций губного аппарата и методов его развития зиждется не только на личном опыте практического характера, но и доказан научным методом.
В нем содержится достаточное количество новых наблюдений о работе компонентов исполнительского аппарата трубача — дыхания, губ, органов артикуляции и др. Г. Орвид дает четкое определение понятию «аппарат звукообразования», основанному на акустическом и физиологическом факторах, а также всесторонне рассматривает отдельные его компоненты и их взаимосвязь; выводит на основании научных положений современной акустики, физиологии, психологии и результатов исследования законы действия аппарата звукообразования; обращает внимание исполнителей на рациональную сторону игры на инструменте; предлагает систему позиций, базирующуюся на главном свойстве инструмента — основном натуральном звукоряде; очень убедительно показывает роль дыхания в процессе звукообразования на трубе и выявляет пути к разрешению проблемы наиболее эффективного и целенаправленного использования дыхания в исполнительском процессе; приводит интересные данные о влиянии формации гласных на улучшение тембровых качеств звука.
Но, пожалуй, главным отличительным качеством этого труда является стремление автора показать не только технические средства как таковые, но и раскрыть перед исполнителями художественные функции этих средств. Не случайно, поэтому то, что данная работа стала настольной книгой исполнителей на трубе, а ее основные идеи получили широкое распространение во всех учебных заведениях нашей страны.