Анализ пьес фортепианного цикла «Превращения»«Лары»
Лары – по верованиям древних римлян – духи, покровители домашнего очага. Пьеса написана очень необычно – на фоне мерных шагов аккомпанемента, звучащего в нону долгое время на одном месте, затем смещающегося на кварту, на секунду, но так и продолжающего свое «надличностное» пребывание в том, же интервале большой ноны, рождается фугато в партии primo.
Аккомпанемент второй партии периодически вырастает до роли подголоска, гулко вторящего стилизованной под барокко теме фугато, а в середине пьесы и выдвигающегося на первый план. Исполнителю можно сыграть всю пьесу – на левой педали. Затушеванная звучность не выйдет за рамки полутьмы, останется величественно – скрытной. Вообще, приглушенных красок в пьесе можно добиться и с помощью вкрадчивого туше чутких, как бы шагающих на цыпочках, мысленно заостренных кончиков пальцев.
«Горгона».
Женщина, залетевшая в нашу сказку прямиком из греческой мифологии. «Вместо волос у горгоны – шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» — так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония».
Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает страшный, грозный. Вступительный и заключительный разделы пьесы – это затишье, обрамляющее бурю. Ползучие, зловещие, исполняемые в октаву, фразы басов, по-змеиному извиваясь, завоевывают все большее пространство и большую динамическую насыщенность и, приподнявшись, бессильно ниспадают. А первая партия заполняет «пустое» звучание длинных звуков басовой мелодии бряцаньем шестнадцатых в высоком регистре, либо «перехватывает» триольными восьмыми «змеиные изгибы» мелодии, помогая своей ритмической пульсацией выстроить фразу.
Исполнителю второй партии в этих разделах нужно быть очень чутким к материалу, звучащему в партии первой, обязательно мысленно его прослеживать и тонко педализировать во время своих длинных нот с учетом линии партии первой. Основной раздел пьесы, собственно и рисующий налетающую опасность, требует от исполнителя ритмической слаженности и хорошо отработанной моторности. Для создания образа очень важно совместное владение динамическим планом (приближение — удаление). Пьеса требует достаточной физической выносливости и активных пальцев.