Анализ пьес фортепианного цикла «Превращения».«Стойкий оловянный солдатик»
Персонаж одноименной сказки великого детского сказочника Г.Х.Андерсена, доброй, светлой и, как большинство андерсеновских историй, немного грустной. Он был одним из первых героев нашего детства, вызвавших столь мощную эмпатию и сопереживание, что все мы наверняка помним бессмертную историю о его приключениях, короткой, но очень бурной жизни, с плаванием в желудке огромной рыбы и, конечно же, с любовью – с любовью к бумажной балерине – и гибелью в огне самого героя и дамы его маленького бесстрашного любящего сердца…
Восхищение и сопереживание, живущие с детства в нашем сердце, отголоски нашей светлой надежды и активная несгибаемость духа маленького героя – все это есть в музыке пьесы. Музыкальный язык столь же незамысловато прозрачен, как и в пьеске «Два милых гномика», но, в отличие от нее, красочен именно «оркестрово». Маршеобразная простенькая тема с подголоском звучат в первой партии как две флейты походного оркестрика, им вторит «бумканье» баритона с ударными на басах.
Во втором проведении «солисты» с аккомпанементом меняются местами, тема переходит в более низкую тесситуру, а флейты дополняют ее короткими попевками украшений. Коротенький припев, повторенный «эхом», приводит нас к небольшому эпизоду, написанному в одноименном мажоре, но с неизменно маршевым характером движения. Это особенный, философский модус темы, отражающий семантику надежды и света. Заключительный раздел повторяет начальную тему с несколько более динамизированным аккомпанементом. Постоянство ритмического рисунка, состоящего из сочетания восьмой длительности с двумя шестнадцатыми, словно символизирует скачку игрушечной кавалерии, уносящейся вдаль вместе с последними словами удалой солдатской песенки…
«Танцовщица».
Если продолжить проводить цепь аналогий с литературными персонажами, то Танцовщица – это девочка – циркачка Суок из повести – сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Та же грациозность легкого гибкого тела, тот же «нерв», или натянутый канат, по которому перебегает девочка, та же мечтательность как основная черта музыки среднего раздела – мечты обрести нечто из ряда того, что заведомо излюбленно детьми: платье с розовыми бантами, туфельки с золотыми помпонами, торт…
Или же это мечты о Прекрасном Принце, который, встретившись случайно на жизненном пути, обязательно узнает свою Единственную и, подхватив на руки, закружит в танце до потери хрустальной туфельки… Пьеса представляет широкое поле для применения творческой фантазии. Ее музыка, полная искрометного вдохновения, трогательной наивности и задушевного лиризма, вызывает богатейшие зрительные ассоциации. Дело исполнителей – научиться вызывать их к жизни и воплощать с простотой и естественностью.