630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Анализ пьес фортепианного цикла «Превращения».«Стойкий оловянный солдатик»

analiz-pes-fortepiannogo-cikla-prevrashhenija-3_1Персонаж одноименной сказки великого детского сказочника Г.Х.Андерсена, доброй, светлой и, как большинство андерсеновских историй, немного грустной. Он был одним из первых героев нашего детства, вызвавших столь мощную эмпатию и сопереживание, что все мы наверняка помним бессмертную историю о его приключениях, короткой, но очень бурной жизни, с плаванием в желудке огромной рыбы и, конечно же, с любовью – с любовью к бумажной балерине – и гибелью в огне самого героя и дамы его маленького бесстрашного любящего сердца…

Восхищение и сопереживание, живущие с детства в нашем сердце, отголоски нашей светлой надежды и активная несгибаемость духа маленького героя – все это есть в музыке пьесы. Музыкальный язык столь же незамысловато прозрачен, как и в пьеске «Два милых гномика», но, в отличие от нее, красочен именно «оркестрово». Маршеобразная простенькая тема с подголоском звучат в первой партии как две флейты походного оркестрика, им вторит «бумканье» баритона с ударными на басах.

Во втором проведении «солисты» с аккомпанементом меняются местами, тема переходит в более низкую тесситуру, а флейты дополняют ее короткими попевками украшений. Коротенький припев, повторенный «эхом», приводит нас к небольшому эпизоду, написанному в одноименном мажоре, но с неизменно маршевым характером движения. Это особенный, философский модус темы, отражающий семантику надежды и света. Заключительный раздел повторяет начальную тему с несколько более динамизированным аккомпанементом. Постоянство ритмического рисунка, состоящего из сочетания восьмой длительности с двумя шестнадцатыми, словно символизирует скачку игрушечной кавалерии, уносящейся вдаль вместе с последними словами удалой солдатской песенки…
«Танцовщица».

Если продолжить проводить цепь аналогий с литературными персонажами, то Танцовщица – это девочка – циркачка Суок из повести – сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Та же грациозность легкого гибкого тела, тот же «нерв», или натянутый канат, по которому перебегает девочка, та же мечтательность как основная черта музыки среднего раздела – мечты обрести нечто из ряда того, что заведомо излюбленно детьми: платье с розовыми бантами, туфельки с золотыми помпонами, торт…

Или же это мечты о Прекрасном Принце, который, встретившись случайно на жизненном пути, обязательно узнает свою Единственную и, подхватив на руки, закружит в танце до потери хрустальной туфельки… Пьеса представляет широкое поле для применения творческой фантазии. Ее музыка, полная искрометного вдохновения, трогательной наивности и задушевного лиризма, вызывает богатейшие зрительные ассоциации. Дело исполнителей – научиться вызывать их к жизни и воплощать с простотой и естественностью.