Фаринелли
Фаринелли (Карло Броски) — выдающийся певец-кастрат с уникальным голосом, охватывающим три октавы, был известен далеко за пределами родной Италии. Ему как идолу и настоящему кумиру поклонялись восторженные современники.
Детство и юные годы
Италия XVII — XVIII века переживала бум кастраций мальчиков с хорошими вокальными данными. Родители, особенно в бедных семьях, соглашались на кастрацию сыновей, полагая, что это даст их детям блестящее будущее.
У певцов-кастратов с возрастом не утолщались связки и не увеличивалась голосовая щель. Поэтому они сохраняли свой высокий ангельский голос и продолжали петь, как ангелы.
И хотя Карло родился в состоятельной дворянской семье музыканта Сальваторе Броски, мальчика в 7 лет тоже оскопили, чтобы его чистый неземной голос остался прежним. Всемирная слава стала платой за трагедию его личной жизни.
Карло Броски, сценический псевдоним Фаринелли, родился в Андрии (Италия) в 1705 году, 24 января. В семье музыканта-капельмейстера было два мальчика — Рикардо и Карло. С юных лет отец учил братьев музыке и занимался с ними пением и, как оказалось, это стало делом их жизни. Старший из братьев, Рикардо, написал 14 опер, а младший, Карло, покорил Европу своим феноменальным голосом.
Дебют юного Фаринелли состоялся в Неаполе, когда ему исполнилось 15 лет. Он спел небольшую партию в опере «Анжелика и Медор», которую написал Никола Порпора; это стало началом многолетней дружбы и сотрудничества певца и драматурга. Именно с опер Порпоры «Флавио Аничио Олибрио» и «Эумене», где юноша пел в римском сезоне 1721/22 гг., начался его потрясающий успех.
Как раз в эти римские дни, рядом с набережной Тибра на площади Цветов стали появляться вечерами два юноши — певец и трубач. Они изумляли публику своим шутливым соревнованием. Трубач выдавал немыслимо сложные рулады, а певец виртуозно повторял их. Восторгу публики не было предела.
Толпа увеличивалась с каждым днем. Ко времени выступления музыкантов уже съезжалась вся городская знать и с восхищением внимала необычным музыкальным импровизациям. Особенный восторг вызывал певец, голос которого, гибкий, высокий и сильный, был похож на голос ангела, поющего с небес!
Казалось, нет ничего более желанного, чем этот небесный голос, выводящий сложнейшие пассажи с такой легкостью. Невозможно было поверить, что таким виртуозным мастерством и такой блестящей техникой владеет юноша 17-ти лет. Это был юный Фаринелли.
Скоро этого высокого красивого юношу знал весь Рим, и весь Рим рукоплескал ему!
Фаринелли пел во всех крупных городах Италии, во всех знаменитых театрах и итальянцы, знающие толк в пении, считали его богом. С 1722 по 1729 гг. он много гастролирует и поет с такими знаменитостями, как Бернакки, Черестини и другими.
Здесь же в Италии он пробует себя в мужской партии, и опять оглушительный успех. Тем не менее, он берет уроки пения, продолжая шлифовать свое мастерство. Его еще ждут триумфальные выступления в Вене и Лондоне.
Зрелые годы
В 29 лет Фаринелли по просьбе своего друга Порпоры приезжает в Лондон, чтобы петь в Королевском театре. Дают оперу «Артаксеркс» (автор А. Хассе), где Фаринелли должен еще дополнительно петь две популярные арии, написанные братом. Во время исполнения «Son qual nave», известной арии из оперы брата, слушатели затаили дыхание и не смогли забыть это чудо до конца своих дней.
Вспоминают, что певец пел первые ноты тихо и нежно, потом звук плавно нарастал до невероятной мощи, и вновь падал до нежнейших ангельских нот. При этом он покорял своей грацией, быстротой и, в то же время, плавностью движений. Публика неистовствовала, понимая, что ему нет равных! Она называла его богом.
Это понимали и его импресарио. Жалование певца за одно выступление было равнозначно жалованию всех остальных артистов вместе взятых.
Испания
1737 год стал для Фаринелли рубиконом, он закончил публичные выступления, потому что подписал контракт с королем Испании Филиппом V. Теперь он должен петь только для королевской семьи, конечно, за весьма приличное жалование.
Добираясь до Испании, он остановился во Франции, чтобы дать концерт в Версале для королевской четы, их свиты, и фаворитки короля Маркизы де Помпадур. На этом последнем концерте перед публикой он пел как никогда. Он пел в роскошной Зеркальной галерее и звук, отраженный от стен этого великолепия, возвращался в зал мощной, прозрачной и нежной волной, окутывая и поглощая слушателей.
Испания встретила Фаринелли строгой готической атмосферой и отчаянной надеждой, которую испанская королева возлагала на излечение короля. Он страдал глубокой депрессией и врачи были бессильны. Королева надеялась, что волшебное искусство Фаринелли возродит супруга к жизни.
Первое же исполнение арий потрясло короля и он начал проявлять интерес к жизни. Десять лет каждый день певец пел королю его любимые арии, услаждая его слух и врачуя душу. Фаринелли имел большое влияние при дворе, которое употреблял на то, чтобы улучшить жизнь актеров, играющих в придворном театре и прививать любовь к итальянской опере.
После смерти Филиппа V престол перешел к его сыну Фединанду VI. Во время правления этого монарха Фаринелли служит директором, отвечая за королевские театры. Он с большим рвением исполняет свои обязанности и в 1750 году получает от короля орден. По совету певца монарх учредил оперу, и Фаринелли нашел и пригласил лучших музыкантов и оперных певцов из Италии.
Но когда к власти пришел Карл III, Фаринелли пришлось покинуть Испанию. Монарх услал певца со двора, потому что не любил кастратов. Правда, он любезно позволил забрать все нажитое имущество с собой.
Последние золотые годы
Закат жизни Фаринелли встретил в чудесном уютном доме в солнечной Болонье. Он по-настоящему наслаждается праздностью и живет как обеспеченный человек, посвящая время коллекционированию, прогулкам, встречам с самыми знаменитыми людьми своего времени.
В этом доме с удовольствием гостили Моцарт, герцог Пармы, Принцесса саксонская, Гайдн, император Австрии и многие другие известные люди.
По словам современников, певец прекрасно выглядит, больше не поет, но много играет на клавесине. Он коллекционирует музыкальные инструменты, в частности клавесины, для которых иногда сочиняет небольшие пьесы. Так, тихо и спокойно текли его последние годы.
Фаринелли умер в возрасте 77 лет, 16 сентября 1782 г. в Болонье. Не менее интересная судьба и карьера у еще одного великого вокалиста — Сенезино.