Биография и личная жизнь Руслановой Лидии Андреевны
Содержание
Лидия Русланова – одна из артисток советского союза, чей талант и жизненный труд снискали народную славу и любовь зрителя, а факт рождения в переходные времена создал невероятно сложную жизненную историю.
Будущая великая певица родилась в 1900 году в Саратовской губернии. Ей нарекли при рождении имя Агафья, которое позже сменил творческий псевдоним — Лидия. Ее родители были небогатыми крестьянами – староверцами; мать вела дом, а отец был портовым грузчиком. У Агафьи были еще брат и сестра — Авдей и Юлия.
Настоящий талант может зародиться только в подходящей среде. Способностям девочки дала развитие певческая деревенская культура: все гулянки, посиделки или рабочие будни обязательно сопровождались народным пением. В семье Агафья тоже постоянно слышала тонкое лирическое пение бабушки, и сильный голос дяди – местной знаменитости, которого приглашали на все важные сельские события.
Со времени начала русское — японской войны, отца Агафьи забрали на фронт, и матери пришлось устроиться на саратовский завод по производству кирпича. Через недолгое время, от непосильного труда, она надорвалась и, не оправившись, умерла. Будущей артистке было всего 6 лет. Вместе с бабушкой она отправилась выступать на улицу, и ее пение было настолько хорошо и ярко, что маленькую девочку зазывали давать «конверты» даже в богатые дома. После того. Как девочка отметила семилетие, скончалась ее бабушка, а на отца пришло уведомление о том, что он пропал без вести. Совсем маленькая певица взяла заботу обо всей осиротевшей семье.
Поворот судьбы
Попрошайничество закончилось, когда пение девочки услышала вдова местного чиновника. Сочувствуя трудолюбивой певунье, она добилась устройства всех детей маленькой семьи, саму же Агафью пристроив в приют Киновийской церкви. Там девочка могла получить хорошее воспитание в строгих церковных ценностях, а также музыкальное образование и опыт выступлений в детском зоре.
Для того чтобы преодолеть формальности и пренебрежительное отношение к ребенку низшего сословия, чиновница получила на нее фиктивный документ с именем Лидии Руслановой. Позже творческий псевдоним станет известен миллионам граждан СССР.
Легкий характер и невероятно развитая фантазия сделали Лидию любимицей среди детей. Ей помогали сделать уроки, лишь бы послушать сочиненные ею импровизированные музыкальные истории и сказки.
Наставник хора ценил приобретенное дарование. Под псевдонимом «Сирота», девочка собирала в храме многочисленных слушателей ее дивного пения без единой неверной ноты. Еще бы! Хор работал профессионально, и любая фальшь на репетициях слоила воспитанницам наказания.
Во время обучения Лидии в хоре, неожиданно с войны вернулся отец. Он потерял ногу, и не смог быть кормильцем семьи. Однако во время каждого выступления дочери, он попрошайничал на паперти и слушал чудесный, похожий на ангельское пение, голос Лидии.
Начало карьеры
После окончания обучения в приюте, девочка поступила на работу в мебельное производство. Работая на мебельных фабриках, девочка постоянно выступала на публике с народными песнями. Случилось так, что ее слава об ее вокале дошла до Медведева М., педагога местной консерватории. Взяв девушку к себе на обучение, он думал о ее развитии в оперном вокале. Однако, через 2 года занятий, Русланова убедилась, что сила ее таланта — не в академическом, а народном пении, естественном, происходящем из знакомого родного ей мира.
Семнадцатилетняя девушка вышла замуж за военного, Степанова Виталия, происходящего из высокого рода. В том же, 1917 году, произошло еще 2 события. В новоиспеченной семье родился сын. И на сцене оперного театра Саратова Русланова дала первое публичное выступление.
Далее, после советской революции, Лидия активно выступает с гастролями по всем союзным республикам, выступая в городах России, Украины, Белоруссии.
Когда певице было 18 лет, ее предал муж, уехав от нее с маленьким сыном. Русланова в один день потеряла и семью, и ребенка, дальнейшие поиски которого не принесли результатов.
Голос артистки полюбился красногвардейцам, и она стала популярной, востребованной певицей, давая многочисленные концерты. Во время гастролей, она повстречала нового спутника. Н.Наумина, выйдя в 1919 году за него замуж.
Лидия придумала народный сценический образ, выступая на сцене в крестьянском костюме, с душегрейкой, в лаптях, и с головой, покрытой платком. Она даже заканчивала выступления по- народному, с низким земным поклоном. Это создало, неповторимы и узнаваемый образ «саратовской птицы», как ее прозвали зрители.
Творческий расцвет
В начале 20х годов, Русланова обосновалась в Москве. Она устроилась на официальную работу в театре «Скоморохи», и приступила к эстрадным выступлениям в столице. С двадцати четырех лет артистка стала давать сольные выступления в Центральном доме Красной Армии.
В течение 20 годов, она полностью сформировалась как актриса, у нее утвердился собственный «народный» стиль выступлений, костюмов и вокала. За свою жизнь артистка собрала огромную коллекцию народных одеяний: платков, сарафанов, сапожек. Она старательно выбирала каждый новый образ, сообразно своей аудитории, и выступала в строгих одеждах перед интеллигенцией, и в самых ярких нарядах – для деревенской публики. Ее репертуар наполнялся не только песнями. Артистка умело делала переходы от веселых или задушевных народных мелодий к импровизированным рассказал сказок и былин.
Она не отказывалась от грамзаписи, пластинки с ее вокалом расходились по всей стране, и часто ее народное пение звучало по радио. Однажды, услышав волжские напевы Руслановой, и прослезившись от нахлынувших чувств, ее горячим поклонником стал Федор Шаляпин
За следующее десятилетие, выйдя вновь замуж, и перейдя на работу в Государственное управление эстрады, Лидия стала зарабатывать хорошие деньги. Вокалистка объехала всю страну с концертами, с Дальнего востока до Урала, от Сибири до Белоруссии, давая за день до 5 выступлений. Она увлеклась коллекционированием, и собирала картины, старинные иконы, фарфор.
Военные годы
Во время второй мировой войны, артистка не оставалась в стороне от фронта. Давая многочисленные концерты перед солдатами, она утешала и бодрила их жизнерадостными песнями, напоминая родные деревенские напевы мирной жизни.
Артистку не пугали никакие условия, по свидетельствам, она была готова давать концерты в морозы, под грохот взрывов или гул вражеской артиллерии. Концерты очень помогали солдатам, и артистку очень тепло принимали.
Во время войны она нашла свою судьбу в лице генерала Крюкова, с которым будет уже до конца дней.
Артистка выступала всю войну, и даже вошла вместе с русскими солдатами в еще не свободный от фашистов Берлин 45 го года.
Время репрессий
В 47 году, из- за политических интриг против Жукова, все артисты, имеющие от него награды, были разжалованы. А генерал Крюков, муж певицы — арестован. Позже, попала под арест и сама Русланова. Все собранные ею коллекции признались незаконными и даже «воровскими», и все богатство, от картин до автомобилей и личных драгоценностей присвоено государством. На песни актрисы наложили запрет, и в 49 году она оказалась в исправительно-трудовом лагере.
Закат карьеры
С 1953 года освобожденная певица вновь начала эстрадную деятельность. Однако ее здоровье оказалось сильно подорвано. Она страдала сердцем, тяжело чувствовала себя на выступлениях. Она согласилась на крупный триумфальный тур по городам союза в начале 70х годов.
Однако чрезмерные нагрузки в жаркое лето были непростительны для артистки. Она скончалась от сердечного приступа в 1973 году.
Своему слушателю великая певица запомнилась по артистизму, ее невероятно родному, грудному голосу, гибкому, легкому в переходах, с невероятно растяжимым дыханием. Ее наследие сохранило многочисленные записи на пластинках и кинолентах. А такие песни, как «Катюша» и «Валенки», стали визитной карточкой нашей страны.