Творческая биография Федора Ивановича Шаляпина
Федор Шаляпин был рожден в Казани, в 1873 году. Его родительская семья была бедна. Родители, Иван Яковлевич и Авдотья Михайловна, были потомственными крестьянами из Вятской губернии.
Еще девятилетним мальчиком Федор проявлял талант, со своим красивым дискантом выступая в церковном хоре. Грамоту из-за бедности семьи мальчику пришлось осваивать самостоятельно, он учился играть на скрипке, полагаясь на свой абсолютный слух, а голос ставил, ориентируясь на пение своей мамы, «подлаживал» к нему голос.
Жажду знаний ему пришлось удовлетворять, совмещая свои занятия с трудом ремесленника. Он успел побывать на заработках столяра, сапожника, переписчика и токаря. С 12 –летнего возраста, мальчик, желая приблизиться к миру искусства, но, не имея нужных умений, соглашался сопровождать гастролирующие труппы в качестве грузчика, статиста или крючника на причале. Так он объехал земли Кавказа, Поволжья, побывал в городах Средней Азии.
Начало карьеры
Судьба любит сильных духом людей, верных своему предназначению. В 1890 году тринадцатилетний мальчик был замечен и исполнил на спектакле в Уфе сольную партию.
Это произошло не только благодаря случайности. Вокальные данные мальчика, имевшего опыт хоровых выступлений, были на примете у режиссера Семенова-Самарского, ставившего оперу «Галька». В один день, баритон труппы, неожиданно, перед самым спектаклем, отказаться от исполнения партии Стольника.
Роль была тут же предложена Федору, который, превозмогая робость перед публичными выступлениями, и страх перед серьезными изменениями в жизни согласился петь. Режиссер был доволен выступлением дебютирующего артиста, вызвавшего, опираясь только на природный талант и прекрасные вокальные данные, положительные эмоции зрителя. Даже неприятный момент в начале спектакля, когда Шаляпин случайно сел мимо своего стула, не испортил общего впечатления.
Так Шаляпин положил начало успешному творческому пути. Труппа его приняла, и актер выступал в текущем сезоне с партиями Фернандо («Трубадур») и Неизвестного («Аскольдова могила»).
Первые гонорары позволили юному артисту переехать в Тифлис, чтобы заниматься пением у знаменитого певца того времени Усатова Д. Федор, трудолюбиво выполняя вокальные экзерсисы, закреплял полученные навыки на открытых ученических концертах. Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. С двадцати одного года Шаляпин выступает в Петербурге. Он исполняет партии в Панаевском и Мариинском театрах, исполняя роль Мефистофеля из «Фауста».
С 1896 года Федор Иванович перешел по приглашению Мамонтова в Московскую оперу, где на протяжении трех лет раскрыл множество незабываемых образов. Он изображал сурового Ивана Грозного из «Псковитянки», Бориса Годунова, Досифея из «Хованщины» и многие другие.
Вступление в творческий круг друзей Мамонтова (художники Левитан, Врубель, Поленов и другие, композитор Рахманинов) не только расширило кругозор Шаляпина, но и послужило толчком к развитию в исполнительском искусстве. Необыкновенно выразительные декорации, точно воплощающие образ костюмы помогали артисту исключительно точно передавать образы. Дружба же с композитором, продолжающаяся всю их жизнь, подарила Федору Ивановичу помощь в работе над оперными постановками, а также многие романсы, посвященные певцу.
Расцвет карьеры
Начиная с 1899 года, Федор Иванович стал ведущим артистом Большого и Мариинского театров, востребованным гостем зарубежья. Его божественный голос тревожит сердца зрителей театра Ла скала в Милане, где он выступает вместе с Энрико Карузо. Послушать бархатный тембр баса с ажиотажем приходят зрители в Монте-Карло, Берлине, Париже и Нью – Йорке (1901-1914 гг.)
Современники так описывают звучание голоса знаменитого певца. Его вокал звучал полнокровно, имел мощь и богатство оттенков. Он чрезвычайно точно передавал содержание воплощенного сценического образа. У Шаляпина был настоящий дар трагедийного артиста, умноженный глубокой музыкальностью и артистической пластикой. Его независимость и смелость в новаторстве, повлияло на итальянскую оперу, изменив вокальное воплощение певцами оперных образов.
Шаляпин любил изображать сильные характеры, людей, воспламененных идеями или вспыхнувшей страстью, людей переживающих острую душевную боль или гротескно-комедийные роли. Шаляпин насыщал палитрой оттенков каждый звук музыкальной фразы, не изображал, а проживал эмоции героев, избегая механического подхода, влекущего одноцветность образов. Умение передать свежесть и искренность переживаний героев коренилось в народности певца и его глубоком гуманизме. Понимание истинных чувств и поступков своих героев позволяло Федору Ивановичу убедительно и доступно любому, даже не искушенному слушателю, понять и проникнуться открытому произведением миру.
Федора Ивановича отличает отсутствие монотонности в деятельности. Он проявлял одинаковый талант, как в оперном постановочном искусстве, так и в исполнении камерных романсов, среди которых были «Мельник» Даргомыжского, «Соловей» Чайковского «Я не сержусь» Шумана и другие. По мнению критика Асафьева, его исполнение в камерном направлении, отличалось необычной сдержанностью, полным отсутствием сценической выразительности. Акцент делался на голосе, который передавал всю глубину человеческой души. Прощай, Родина!
После революции
Период после советской революции Шаляпин оказался на распутье. Его карьера в новом государстве ежеминутно была под угрозой, несмотря на активную жизненную позицию и добросовестный труд (великий певец обустраивал для новой публики императорские театры, исполнял обязанности директора в Мариинском и Большом театрах). Но общество требовало проявлений гражданской позиции в политике, держаться от которой в стороне Шаляпин стремился всей душой.
Пытаясь спасти семью от возможного беспредела и расправы функционеров, и обрести уверенность в будущем Федор Иванович в 1922 году покидает родину и назад более не возвращается. Он гастролирует по всему миру, посещая страны от Великобритании до Гавайских островов, от США до Японии, не давая себе отдыха в опасениях лишить свое многочисленное потомство, а надо сказать, что 7 его родных детей переехали за границу вместе с певцом. Повсюду исполнителя ждал оглушительный успех и зрительская любовь.
В 1930 году Федор Иванович начал работать в «Русской опере», поддерживающей статус института высокой исполнительской культуры.
Через 5 лет великий певец за исключительный вклад в музыкальную культуру получил звание академика Королевской музыкальной академии, и стал ее членом. Всего в репертуаре знаменитого исполнителя к тому времени насчитывалось более семидесяти партий русских и зарубежных композиторов в опере и более 400 романсов, русских народных песен и прочих произведений в камерном вокале. Среди воплощенных им образов были и Иван Сусанин, и Мефистофель, и Дон Кихот. Тоска певца по Родине понемногу подтачивала его жизненные силы. Его постоянная ностальгия лишила артиста оптимизма, он потерял юмор, силу и жизнерадостность, стал постоянно болеть.
Федор Шаляпин умер в 1938 году от белокровия. В 1984 году, из уважения к последней воле певца, его прах был захоронен в Москве на территории Новодевичьего кладбища.