Й. Гайдн и его вклад в развитие симфонического оркестра
Прежде чем перейти к перечислению особенностей, введенных в оркестр Гайдном, необходимо более подробно рассмотреть развитие симфонического оркестра вообще.
Симфонический оркестр – это огромный музыкальный коллектив, который объединяется для совместного воспроизведения музыкальных творений. В состав симфонического оркестра входили медные и деревянные духовые инструменты, ударная и струнно-смычковая группа и конечно дирижер. Вместе они образуют музыкальный инструмент, передающий звуками любое музыкальное сочинение. Любая оркестровая группа имеет способность отделиться от других и вести свою музыкальное линию (соло), обязательно при тишине остальных.
Слово «орхестра» пришло из Древней Греции, оно дословно переводилось как полукруглая площадка около сцены театра, где располагался симфонический оркестр. В восемнадцатом веке таким словом обозначалось небольшое пространство, предназначенное для сопровождающего оперу инструментального ансамбля. Такое называние в камерной музыке носили инструментальные группы. В начале восемнадцатого века в историю оркестра вошло некоторое различие — огромному оркестру противопоставили небольшую камерную музыку, то есть ансамбль. До настоящего момента, определенной грани между оркестровой и камерной музыкой не проводилось. На протяжении семнадцатого и первой половины восемнадцатого веков сформировалась первоначальная основа симфонического оркестра — струнно-смычковая группа.http://ormatek63.ru/
В девятнадцатом веке в симфоническом оркестре еще больше усиливается духовая группа. Впервые в истории симфонической музыки в финале симфонии№5 Бетховена участвуют флейта-пикколо, три тромбона и контрафагот. Р. Вагнер добавляет в симфонический оркестр еще одну тубу и доводит их до квартета. Р. Вагнер — это композитор в основном оперной музыки, но он так, же по праву считается одним из выдающихся симфонистов и реформаторов симфонического оркестра.
Симфонии 70-х годов восемнадцатого столетия отразили не только внутреннюю эволюцию Гайдна, но и серьезные, сложные явления, происходившие вообще в умонастроении той эпохи. Воздействие «штюрмерства» (течения «Бури и натиска» — «Sturm und Drang») сказалось на патетическом строе сочинений Гайдна того времени43. Возникает несколько минорных симфоний. Среди них — соль минор, № 39 (созданная до 1770 года), с драматическими элементами в менуэте и финале, с тематическим предвидением в I части финала симфонии соль минор, № 40 Моцарта.