Леонид Собинов
Содержание
Леонид Собинов жил в период с 1872 по 1934 годы. По словам Асафьева, он – настоящий рудник лирического вокала. Наследник Леонида, талантливый певец Лемешев, без тени сомнений выводил огромную роль певца для российской театральной жизни. По его словам, им был совершен переворот в искусстве оперы, а сам Собинов был не только верен принципам реализма в театре, но и подходил с глубокой индивидуальностью к каждому своему персонажу.
Приступая к подготовке представления, он изучал его от начал до конца. Брал во внимание все компоненты одного целого. Он занимался изучением эпохи описанной в выступлении, ее истории, политики и быта. Он всегда хотел естественно и правдиво передавать сложную психологию каждого своего персонажа. Когда на сцену пришел Шаляпин, басы поняли, что продолжать выступать как раньше, они уже не смогут. Когда на сцену пришел Собинов, поняли это и тенора.
Начало жизненного пути
7 июня 1872 года пришел в наш мир этот великий человек. Он родился в городе Ярославль. Отец и дед будущего великого тенора несли службу у Полетаева, известного на то время купца. Они занимались развозом муки по всей губернии и сплачивали постоянный оброк. Вряд ли можно говорить, что любовь к пению Собинову привил отец. Он был очень суров и, честно говоря, не являлся ценителем искусств.
Но вот мать, совсем другое дело. Она была хорошей исполнительницей народных песен, и учила своему таланту сына. Начало своей жизни Собинов провел в родном городе. Тут прошло его детство, и тут он выучился в местной гимназии. Как показывают письма Леонида, именно в гимназии начал проявляться его тенор.
Собинов – студент
После гимназии был университет. Здесь героя нашего повествования тянуло в разнообразные кружки, занимающиеся пением. Университетские приятели сумели затянуть Леню в хор. Хотя «затянуть», это сильно сказано. Ему, скорее всего, самому этого хотелось. Так что они просто попали в нужный момент. Очевидно, занятия в университете отошли на задний фон.
Главным его занятием стал именно хор. Он пел сразу в двух хорах. Занятия и учеба плавно теряли свою важность. Теперь главным для будущего гения сцены, было — научится хорошо петь, развить свой голос. Каждый раз, проходя через Филармоническое училище, ему хотелось попасть внутрь, попросить кого-то стать его учителем. И вот, наконец-то, ему повезло.
На один из численных концертов студентов пришел Шостаковский. Он предложил Лёне место в училищном хоре. А уже в 1892 году Собинова приняли на учебу. Он получил возможность принимать бесплатные уроки в классе Додонова. После первого же экзамена, наш герой был переведен сразу на третий курс.
Первый успех на сцене
В следующем году некоторые директора Филармонического общества основали итальянскую оперу. Главной целью этой задумки было дать возможность ученикам училища практиковаться на настоящей сцене. В число избранных для выступлений студентов вошел и он. Сначала ему доверяли лишь небольшие партии, но видимо, талант парня заметили, и уже ближе к середине сезона ему была доверена партия Арлекина из «Паяц».
Но сезон прошел, и вот второй план занято пение. Собинов окончил университет, прошел воинскую службу, вошел в московскую адвокатуру. Ему это нравилось. Его влекла справедливость, и возможность защищать обиженные души. Но, в то же время, пение уже превратилось в простое увлечение. Да и времен серьезно им заняться не было.
Но все же он не покидал любимое занятие. В 1896 году он сдал публичный экзамен. Суть его заключалась в пени со сцены Малого театра актов из «Марты» и «Русалки». Вместе с тем, он постоянно принимал участие в благотворительных концертах, ездил по разным городам, знакомился с профессиональными артистами. Они всерьез спрашивали Лёну, не собирается ли он заняться сценой на профессиональном уровне.
Звёздный дебют
Подобные разговоры не могли не задевать молодого парня. Но, его главным соблазном стала Сантагано-Горчакова. Уже в следующем году он окончил 5 курс пения, сдал экзамен. Именно во время экзамена и случился поворотный момент жизни певца. Здесь его заметил Альтани. Он дал Горчаковой рекомендацию привести Лёню на пробы в Большой театр. Но в первый день пробы он побоялся и не пошел. И только после того, как Горчакова сумела пристыдить его, он рискнул попробовать. И ему улыбнулась удача. Уже в 1897 году певец имел свой дебют, выступая в «Демоне».
Дебют явно удался. Собинов превзошел ожидания публики. Восторженные аплодисменты долго не покидали зал театра. Более того, от юного певца затребовали повторения арии «Обернувшись соколом», что он и сделал. Кругликов, являющийся музыкальным критиком, написал позитивную рецензию на его выступление.
Покорение Европы
Мир художеств быстро покорился Лёне довольно быстро. Ему помогло его сценическое обаяние и пленительность голоса. Он был триумфатором не только на родине, но и заграницей. Уже через пару сезонов он едет с гастролями в Италию. Здесь его исполнению подлегли две оперы. Невзирая на то, что характера их партий рознились, он удачно справился с задачей.
Он успел также побывать и в Монте-Карло, погостить в Берлине. И только после этого было возвращение в Москву. Здесь он радует зрителей ролью де Грие, исполнение которой очень понравилось его поклонникам.
Отметил уровень мастерства и критик Кашкин. Случилось это в 1907 году. Он порвал с рутинной и начал подходить к своим партиям с особой щепетильностью, как мыслитель, как художник. Словно в подтверждение слов Кашкина, он имеет неимоверную популярность во время испанского гастрольного тура
Последние годы
После революции певец не повторил долю своих численных коллег. Он отказался эмигрировать и куда-то уезжать. Он продолжает свои выступления, ездя по всей стране. И, как и раньше, поднимает бурные овации. Но он не ограничивался одной только родиной. Радовал зрителей и в Берлине. И в Париже. И везде его ждали, встречали и были рады видеть. И это притом, что возраст певца уже подходил к шестидесяти годам.
Но годы все же брали свое. Собинов заболел. Для выздоровления он отправился заграницу. Остановившись на обратном пути в Риге, он скончался ночью с тринадцатого на четырнадцатое октября 1934 года.