630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Луиджи Маркези

r3Y3K8GeBmsВысокие, нежнейшие голоса церковного хора под звуки органной музыки, вызывают восхищение и ощущение единения с божественным началом. Такая музыка звучала много столетий назад; её можно услышать и в наши дни.

Судьба и творческий путь знаменитого сопрано, Луиджи Маркези, уже были во многом предопределены местом и временем его рождения.

В те времена, когда жестокая власть инквизиции уже уходила в прошлое, но могущество церкви было, по-прежнему безграничным, существовала незыблемая традиция – служить в храме имели право только мужчины. И для того, чтобы в храмах звучала божественная музыка, с благословения церкви, судьбы певцов приносили в жертву, во имя служения высокому искусству. Для того чтобы голоса певцов сохраняли такое высокое звучание и колоратуру, их попросту кастрировали.

Рождение для высокого искусства

Своё знаменитое на весь мир, дошедшее до нашего времени сопрано бельканто Луиджи Маркези получил именно потому, что он был кастрирован.

Он родился в семье музыканта, трубача. Слухи о том, что певцы-кастраты получают широкую популярность и становятся не только знаменитыми, но и богатыми, видимо докатились и до семьи Маркези. Его родители, не задумываясь, принесли его судьбу в жертву искусству, в надежде, что их сын когда-нибудь разбогатеет, и сможет обеспечить им безбедную старость. Взамен Луиджи Маркези получил голос – недостижимое для обычных мужчин сопрано.

Луиджи Маркези родился в Милане, 8 августа 1754 года.

Это была эпоха барокко, эпоха зарождения оперы – воплотившей в себе дух нового времени, соединившей бесстрастную мессу с легкомысленной и задорной песней уличных певцов и комедиантов. Опера начала свой стремительный взлёт. В эпоху позднего ренессанса появляется мода на оперу не только в Италии, но и во всей Европе.

Ступени восхождения

Обучение Луиджи музыке началось с игры на охотничьем рожке. Но девятилетним мальчиком он попал в Модену, где его учителями стали певец О. Альбуцини и педагог Кайрони. Далее, с 1765 года вплоть до его триумфального восхождения в 1774 году Луиджи пел в Миланском соборе.

250px-Luig_imarchesi_2

В 1774 году началась его карьера оперного певца: он исполнил женскую партию в опере «Служанка-госпожа». Эта опера состоялась в столице Италии, что, безусловно, помогло молодому юноше стать известным. Дебют, видимо, был удачным; через год Луиджи Маркези исполнил ещё одну женскую роль в опере Бьянки, уже во Флоренции. Это была опера «Кастор и Поллукс». Далее последовало ещё несколько женских ролей в операх знаменитых тогда уже П.-А. Гульельми, Л. Алессандри, П. Анфосси.

Об исполнительском таланте Луиджи заговорили, как мощном, изысканном, сильном. Его высокие хроматические пассажи стали называть «бомбой Маркези». Известность ему принёс не только голос, но и великолепное актёрское мастерство, о котором писали его современники.

47245217_Charles_Bulfinch

Флоренция, Рим, Неаполь стали для певца ступенями восхождения. Но настоящую славу и признание его таланта он получил в театре «Ла Скала», в 1779 году. Ещё через год после начала своей карьеры оперного певца, Луиджи Маркези ожидал настоящий триумф в «Армиде». В своём родном Милане он получил серебряную медаль академии.

Опера «Триумф Мира», состоявшаяся в 1782 году, в Турине, стала триумфом для Маркези. Он был приглашён в качестве придворного музыканта во дворец короля Сардинии. Его талант был оценён королём не только высоким жалованьем, но и возможностью гастролировать девять месяцев году, в том числе и за границей.

Так в 1785 году Луиджи Маркези оказался в Санкт-Петербурге. Но из северной столицы России «музичи» поспешно удалился; его напугал суровым климат. Ближайшие три года он провёл в Вене. Следующий успех ожидал его в Лондоне, в 1788 году. Надо заметить, что Луиджи славился не только своим талантом певца, но и своим неотразимым успехом у женщин. По словам его современников, Маркези был красив, грациозен.

markez23

И сам «музичи» прекрасно понимал, что он является объектом пристального внимания женщин, что вселяло в него большую уверенность в себе; настолько большую, что певец был уличён в склонности к самолюбованию. Известен случай, ставший причиной скандала: красавица Мария Косуэй, жена известного художника-портретиста Ричарда Косуэй, итальянка по происхождению, проникнувшись страстью к Маркези, оставила мужа и детей, отправившись с певцом в путешествие по Европе. Роман продолжался до 1795 года.

Уверенность в своём таланте позволяла Луиджи Маркези выдвигать свои требования, порой странные, относительно антуража, связанного с его выходом на сцену. Ему казалось, что он будет выглядеть наиболее блистательно верхом на коне, спускающимся с горы. Маркези мог также позволить себе небезопасную выходку, отказавшись однажды выступать для Наполеона, что вызвало одновременное изумление и уважение его поклонников. Этим поступком Маркези продемонстрировал свои далеко не женские качества; не многие итальянцы могли позволить себе так противостоять корсиканцу, чья воинственная слава уже распространилась по всей Европе.

Дебют в знаменитом театре Венеции, в конце восьмидесятых годов, где Луиджи Маркези соревновался в искусстве вокала с португальской дивой Луизой Тоди, стал для певца ещё одной знаменательной вехой на его творческом пути. Но на этот раз английская пресса, не очень давно писавшая восторженные отзывы о Маркези, предпочла вручить лавры победы блистательной Тоди.

В этом соперничестве Луиза Тоди одержала победу: может быть потому, что у неё были более могущественные покровители, и любые слова, сказанные в защиту Маркези, либо искажались, либо удалялись по решению специального суда – Бестеммии. Но может быть, что слава великого сопраниста Луиджи Маркези угасала ещё и потому, что на смену эпохи Ренессанса неумолимо приближалась эпоха Просвещения. На сценах оперных театров начали появляться новые звёзды. И эти звёзды были женщинами, а не женоподобными мужчинами, хотя и с незаурядными вокальными данными.

Несмотря на козни врагов, Луиджи продолжал выступать. Его карьера завершилась только лишь в 1805 – 1806 году, в его родном городе, Милане. Его последнее выступление на сцене, в Неаполе, состоялось в 1820 году.

Умер Луиджи Маркези в 1829 году, недалеко от Милана.

Суд времени

Но, как бы ни было, без блистательного голоса Луиджи Маркези, поклонники оперного жанра никогда бы не услышали знаменитой итальянской оперы.

До наших времён дошли лучшие партии сопрано, исполненные Луиджи Маркези:

  • Партия Ахилла (да Капуа « Ахилл на Скиросе»);
  • партия Ринальдо (Сарти «Джулио и Сабино», «Армида и Ринальдо»);
  • партия Армиды ( Мысливечек «Армида»);
  • партия Эцио (Алессандри «Эцио»).