630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Определение певческого голоса

EvanescencePA051011-300x200Занятия вокалом с детьми и взрослыми подобны между собой и проходят по одинаковых методиках. Начинать такую работу нужно с первичного ознакомления с персональными вокальными показателями каждого учащегося.

На уровень голосовых данных указывает сочетание некоторых признаков, среди них: тембр, тесситура, диапазон, ноты переходные и примарное звучание. Чтобы выявить голосовые данные необходимо ученику предложить спеть его любимую или хорошо знакомую композицию. Не нужно забывать при этом о помощи исполнителю с подбором тональности и о музыкальном сопровождении на инструментах.

Важность музыкального сопровождения при первом прослушивании

Такая всеобщая поддержка нужна потому, что даже талантливые начинающие исполнители довольно часто не могут исполнить композицию без сопровождения музыки. Подходящая тональность помогает определить собственный тембр и голосовой рабочий диапазон.

Диапазон работы голоса определяется набором звуков, какие может певец воспроизвести без особых затруднений и они не вызывают у него дискомфорта. У всех людей рабочий голосовой диапазон немного меньше полного диапазона голоса. Детские голоса, которые есть высокими, имеют рабочий диапазон в рамках ми1-ми2, альты работают в рамках до1-до2. В возрасте до 10 лет рабочий диапазон, меньший чем октава и может быть равным ми1-си1, ре1, до2. Данные голоса исполнителя легче всего определить в таких случаях:

  • Песня знакома, понятна и легкая для исполнителя;
  • Темп композиции средний;
  • Нет сложного ритма;
  • Характер песни распевный.

В случаях, когда песня не попадает под эти критерии, необходимо попросить певца исполнить что-нибудь из общеизвестного и удовлетворяющего все эти требования. При прослушивании такой композиции будет несложно определить тесситуру голоса. Для этого необходимо обратить внимание на то, какие ноты для голоса в песне есть самыми удобными. Можно попросить исполнителя спеть два разных текста с разными тесситурами.

Правильная манера исполнения для определения типа голоса

В исполнении композиции на высоких нотах, если они свойственны голосу певца, можно уловить красивые высокие ноты у сопрано и дискантов. При исполнении текста с низкой тесситурой можно услышать низкие, мягкие, бархатные ноты у альтов. В комфортной тесситуре исполнитель будет чувствовать себя достаточно комфортно и привычно. При этом тембр окрасится четче и легче будет определить тип голоса.

Qqle1BZ2SJ8

Найти удобную тесситуру необходимо и для детского пения хором. Голоса таких исполнителей еще находятся в стадии формирования и нет возможности определить альтом, сопрано или дискантом будет ребенок (до 10 лет). Очень важным моментом есть выявление тесситуры голоса взрослого певца. Это может сыграть решающую роль при определении голоса (баритон или тенор, драм-сопрано или меццо-сопрано).

Манера исполнения песни указывает на музыкальность, четкость, выразительность и певческие задатки ученика. После исполнения нужно проверить весь диапазон голоса исполнителя, прослушав от самой низкой до самой высокой ноты, какие он может взять.

Определение диапазона голоса

Отлично диапазон выявляется при помощи пения тризвучий (последовательно распложенных трех нот с одним гласным звуком, который сочетается со звонким согласным). Неплохо подойдут попевки. Начинают определять диапазон с показателей его середины. Потом по полутонах нужно подниматься сначала вверх, а потом вниз. При этом не нужно забывать выделять переходные ноты. Если переход между регистрами не удалось определить, то его определение проводят отдельно, при этом певец должен спеть переходные ноты с рядом лежащими: ре1-соль1, ля1-ми2 (для исполнителей в возрасте старше 12 лет).

У парней-альтов иногда средний регистр выражается очень сложно. Некоторые моменты грудного звучания могут быть распространены до самых верхних нот перехода. Это делает более сложным переход к головным нотам, чем у дискантов. Дискантам присущ более широкий диапазон головного регистра (ми2-ля2).
Количество грудных нот, головных нот, нот перехода, а также их звучание, играют главную роль при определении голосового типа.

Примарные звуки

Во время прослушки и выявления диапазона голоса есть возможность определить один или несколько звуков, которые имеют легкое, свободное, очень красивое и естественное звучание. Эти ноты определяют такой показатель, как примарное звучание. Звуки при таком звучании называются примарными. С их помощью легче всего определить тембр голоса и его тип. Примарное звучание есть той точкой, с которой начинается тренировка и воспитание голосовых данных.

Определение примарных звуков исполнителей младшего возраста проходит намного проще, чем у взрослых. Их поиски проходят на середине диапазона, чуть выше звуков при обычном разговоре. Поиски примарных звуков у детей от 8 до 13 лет проходят в диапазонах:

  • Возраст от 8 до 9 лет в диапазоне фа1-ля1;
  • Возраст от 10 до 11 лет в диапазоне: голоса с высоким звучанием соль1-си1, до2; с низким звучанием фа1-ля1;
  • Возраст от 12 до 13 лет в диапазоне: голоса с высоким звучанием ля1-до2; с низким звучанием ми1, фа1-ля1.

71261_0

Для детей легче всего обнаружить примарное звучание при тихом исполнении песни. Очень важно определить такое звучание и у исполнителей старшего возраста. По нему происходит отличие лирического, драматического и меццо-характерного голоса.

При прослушивании песен, дети довольно часто начинают копировать взрослых исполнителей. Они пытаются до неузнаваемости исказить звучание своего голоса, тембра. При этом происходит искусственное “горловое пение”, хрипота, сгущение звука, копирование эстрадных исполнителей и тд.

Основной задачей для учителя является точное определение природного тембра ученика. При попытке искажать звуки очень сложно определить природную окраску голоса. Часто попадаются исполнители. У которых “напета” альтовая манера извлечения звуков. Со временем приходит привыкание к ней и становится очень сложно вычислить настоящий голосовой тип певца. Бывают случаи, что только после начала занятий с помощью простых упражнений появляется возможность услышать легкую и четкую подачу звуков при высоком головном звучании. При этом можно обнаружить очень красивое и четкое сопрано или дискантовый голос, что полностью изменяет первое впечатление о голосе.

Правильное определение и сохранение тембра голоса в детстве играет большую роль и потому, что есть возможность перенести все эти качества через мутацию голоса.

Составление индивидуального плана обучения

Одновременно с определением типа голоса необходимо обратить внимание на некоторые особенности образования звуков:

  • Процесс вдыхания;
  • Манера и способ звуковой подачи;
  • Голосовое звучание;
  • Выдыхание воздуха во время исполнения песни;
  • Дикцию и отработку артикуляционного аппарата.

104891

Манеры образования голоса есть положительные, что означает их совпадение с навыками пения, и вредоносные (вредные), что указывает на их помеху при правильном извлечении звуков. Есть перечень вредных манер, которые очень часто можно встретить у исполнителей-новичков. Среди таких манер находится очень вялое воспроизведение звуков и поверхностное дыхание.

Внимание исполнителя нужно привлечь к таким неправильным особенностям при голосовой подаче:

  • Очень шумное и поверхностное вдыхание, которое сопровождается поднятыми плечами;
  • Атака очень твердая, придыхательная;
  • Пение сопровождается спадением грудного отдела;
  • Чрезмерное зажимание нижней челюсти;
  • Излишнее напряжение языка и гнусавость;
  • Горловое пение;
  • Дефектная речь и картавость.

Попутно необходимо определить причины, с которыми связаны все эти ненужные особенности и выявить их привязку к анатомическим особенностям организма, состоянием здоровья голосового аппарата или простой вредной привычкой, приобретенной при неправильном обучении.

Когда первичное знакомство с голосом пройдено, можно приступать к обучению. На первых занятиях нужно познакомиться и с психологическим состоянием ученика. Важно выделить следующие показатели психологии:

  • Уровень активности на занятиях;
  • Степень восприимчивости навыков и знаний;
  • Уровень памяти;
  • Концентрация внимания;
  • Уверенность в своих силах.

После выяснения всех личных данных ученика следует составление индивидуального плана занятий и методы воспитания правильного исполнения песен.