Оркестровка Й. Гайдна
В оркестровке Гайдн проявил себя смелым экспериментатором. Композитор умело использует контрастные сопоставления отдельных оркестровых групп или струнных инструментов с общим звучанием оркестра. Он старался повторять материал при вторичном появлении в новом, более полном изложении.http://pitomec26.ru
Ведущую роль в оркестре Гайдна играют первые скрипки, но и флейтам с гобоями поручаются сольные эпизоды, которые чередуются со звучанием темы у скрипок.
Постепенно альты получают в оркестре Гайдна более независимую партию. Все чаще виолончелям «дозволяется» играть независимо от контрабасов.
Валторн и трубы лишь подчеркивают ритм и гармонию, исполняя скромную функцию. Это связано с тем, что натуральным медным духовым инструментам еще предстояло быть усовершенствованными.
Обратимся к симфоническому творчеству Гайдна, как к наиболее яркой иллюстрации применения оркестровых красок.
Симфонический стиль Гайдна формировался в процессе длительной эволюции. Самые значительные сочинения композитора созданы в 1780-е и 1790-е годы; первая же симфония появилась в 1759 году. Работу Гайдна над симфонией можно разделить на четыре периода.
Ранние симфонии.
Первый период охватывает сочинения конца 1750-х и 1760-х годов (до симфонии № 31 включительно). В них шли поиски образности, тематизма, композиции, формообразующих приемов, оркестрового состава. Симфонии очень различны — и по количеству частей, и по их типу, облику. Первые пять симфоний, например, написаны для очень скромного состава оркестра: струнный квинтет, 2 гобоя, 2 валторны и клавесин.http://stroyrem26.ru
Особый интерес представляют три программные симфонии 1761 года: «Вечер», «Утро», «Полдень» («Часы дня», так называли их современники). Программный замысел, сам характер программы (живописность, изобразительность, мир природы) для Гайдна явление не случайное. Здесь определилось одно из звеньев, связывающих Гайдна с художественной традицией XVIII века, программными идеями Вивальди, (цикл концертов «Времена года»), музыкой французских клавесинистов (миниатюры-пасторали Рамо, Куперена). Одновременно это и взгляд в будущее, к Бетховену с его Шестой («Пасторальной») симфонией, и к романтической программности. В музыке симфоний много тонких живописных деталей. Такова, например, картина восхода солнца в симфонии «Утро», создаваемая постепенным введением инструментов. Тонко воспроизведены детали живописной картинности: прозрачность звучания, пасторальные наигрыши флейт в симфонии «Вечер» рождают ассоциации с тихим, умиротворенным угасанием дня, мягкой сумрачностью вечернего пейзажа; удивительно живописно-конкретна картина грозы в финале этой симфонии. С живописными задачами связано, вероятно, значительное расширение оркестрового состава, особенно деревянных духовых: флейта, 2 гобоя, фагот, 2 валторны, широкое использование солирующих инструментов — скрипки, фагота, виолончели.