Г.Орвид музыкант-педагог
Наряду с разработкой проблем, связанных с историей исполнительства и теорией игры, Г. Орвид постоянно занимается разрешением многообразных методических и педагогических задач, посвященных, например, развитию исполнительских средств музыканта-трубача и овладению специфическими приемами игры на трубе, направленности репертуарной практики на различных этапах обучения, методам работы над художественным и инструктивным материалом, разработке системы ежедневных занятий. Обратимся к рассмотрению некоторых его взглядов по указанным вопросам.
Как уже было отмечено ранее, основой педагогического метода Орвида является художественное воспитание учащихся. Своей главной заботой он считает развитие в студентах качества, необходимого для каждого музыканта: научиться правдиво, раскрывать идейно-художественный замысел исполняемых произведений и средствами музыкально-исполнительского мастерства доносить его до слушателей.
Научить молодого музыканта слышать произведение в целом, заставить его додумать и вскрыть подтекст авторской записи, найти верные музыкальные образы, эмоции, краски — задача необычайно сложная. Но именно в этом и заключается кредо Г. Орвида-педагога. Он считает, что данную задачу лучше всего решать на художественном репертуаре, в котором классические образцы трубной литературы чередуются с малоизвестными или только что созданными произведениями, а также с переложениями лучших произведений музыкальной классики.
Отметим, что разрешению репертуарной проблемы Г. Орвид уделяет пристальное внимание на протяжении всей своей педагогической деятельности. Так, в 30-40-е годы, понимая огромную роль художественного воспитания учащихся и желая восполнить явно недостаточное количество художественно-музыкальной литературы для трубы, Г. Орвид сделал более ста переложений произведений композиторов-классиков.
Систематически заниматься созданием переложений он начал под руководством А. Гедике, Б. Яворского, С. Розанова, будучи аспирантом консерватории. Для своих переложений Г. Орвид отбирал произведения, обладающие большими художественными достоинствами, учитывая при этом их соответствие специфике трубы, ее звуковым и техническим особенностям.
Как видим, Г. Орвид не ограничивается только вокальной музыкой, наиболее родственной трубе в тембровом отношении. Он стремится использовать сочинения фортепианной и скрипичной литературы с их неисчерпаемым богатством стилей и жанров. Его стремлением является ознакомление трубачей с возможно большим количеством классической литературы, ибо исполнение высокохудожественной музыки содействует развитию хорошего вкуса учащегося и обязывает его быть предельно строгим и собранным в момент исполнения.