630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Парижские и Лондонские симфонии Й. Гайдна

parizhskie-i-londonskie-simfonii-j_1Парижские симфонии.

В большинстве симфоний этого цикла состав оркестра приобретает почти классический «парный» вид, правда, с одной флейтой. Кроме того, в симфониях № 83 и 85 отсутствуют трубы и литавры. В композиции симфоний есть принципиально важные для Гайдна моменты: например, наличие медленного вступления, его контраст с последующим развитием экспозиции.http://onkologinfo.ru

Зрелость гайдновского симфонического стиля вообще проявляется в возрастании образной контрастности, а также индивидуализации тематического материала.

«Оксфордская» симфония (соль мажор, № 92). Симфония очень близка последовавшим за ней Лондонским. В ней замечательно представлен тип гайдновского финала, полного необычайной динамичности, радостного стремительного движения.

Лондонские симфонии.

В серии Лондонских симфоний устанавливается «парный» оркестровый состав (в симфониях № 99, 101, 103, 104). Это происходит с введением в группу деревянных духовых кларнетов (очевидно, не без влияния симфоний Моцарта 1788 года), позже других инструментов, утвердившихся в гаидновских партитурах. Уравновешенность звучания струнной и деревянной духовой  групп  (валторны и особенно трубы используются более эпизодически) способствует общей гармоничности и стройности облика симфонии.  Некоторые из Лондонских симфоний получили наименования, как это уже не раз случалось с сочинениями Гайдна предшествующих лет. Так, симфония соль мажор, № 94 получила название «Сюрприз» или «С ударом литавр»: во II части симфонии, Andante (ее тему см. на с. 138) внезапно раздается «выстрел» литавры с одновременным tutti fortissimo. Симфония «Часы» (ре мажор, № 101) обозначена так из-за постоянной мерной пульсации в Andante.http://swiminginfo.ru

Симфонию соль мажор, № 100 назвали «Военной»: группа ударных усилена в ней дополнительными инструментами из арсенала военных оркестров (кроме обычных литавр — тарелки, треугольник, большой барабан), что вызвало в воображении слушателей картину военного лагеря. Правда, единственный «военный эпизод» содержится во II части (Allegretto),  где звучит трубный сигнал.

Пристрастие современников к гайдновским симфониям можно объяснить не только вкусами эпохи. Возможность к этому предоставляла сама музыка — прежде всего, рельефная выразительность разнообразных оркестровых приемов. Действительно, в симфониях Гайдна очень заметна опора на непосредственные слуховые впечатления, которые композитор мог почерпнуть из окружающей жизни. Подобные детали, как и использование бытовых жанров — песни, марша, лендлера, а также народных напевов, придают «картине мира» в гайдновских симфониях удивительную почвенность, жизненность, облегчают их восприятие. Возрастание глубины и значительности симфонии Гайдна на путях ее эволюции ничуть не уменьшило доступности его музыки.