Работа с хором
Самое главное при работе с хором является правильное постановление позы поющих. Если пение происходит в сидячем положении, то необходимо следить чтобы спина всегда была прямой, а поясница немного прогнутой. Также недопустимо касание спины со спинкой стула, ведь это может привести к смещению требуемой диафрагмы.
Как распевают хор
Все хоры начинают распеваться стоя на одной ноге. Данное занятие позволяет хорошо выравнивать интонацию, создавать строй и одинаковое звучание. Все гласные звуки произносятся путём объединения слогов с похожими согласными. Гласные выбирают в зависимости от имеющегося фона в звучании хора.
Если хор звучит довольно глухо, то стараются использовать больше звонких гласных. Если у хора пестрое звучание, то переходят к упражнениям с гласными, которые способны округлить и придать ровное звучание. Если требуется округлить только обусловленный гласный, то его необходимо поставить между гласными «о», «у», «а». Для получения слога можно применять:
- «л» — данный звук позволяет образовывать мягкую атаку;
- звук «м» способен настроить головное звучание на высокий уровень;
- «д» позволяет приблизить звук и активизировать атаку.
На занятиях при начальной подготовке к пению не надо применять множество попевок или простых упражнений. Лучше всего использовать две или три попевок, но стараться как можно тщательнее над ними работать. Выбирать их следует разные в зависимости от вокально-технических задач, но при этом они должны сочетаться для обеспечения формирования главных вокальных навыков и суметь проявлять воздействие на разные части голосообразования: деятельность голосовых складок, правильное дыхание и артикуляционный аппарат.
Все распевания начинаются с примарного тона детского голосочка. Довольно часто при выборе занятий для распевания останавливаются на отрывках вокального и инструментального произведения. Вокальные отрывки являются просто попевкой, а инструментальные отрывки необходимо исполнять с различными слогами или с использованием названий нот. Такие упражнения хороши, если они не мешают при решении вокальных и технических задач при подготовке к пению.
Не рекомендуется останавливать выбор на фрагментах интонационных и ритмически сложных для обучающихся ребят. Ведь во время их исполнения все внимание будет приковано к трудностям воспроизведения мелодии, а требуемая вокальная часть останется на втором плане. Это приведет к тому, что водная часть урока, которая направлена на формирование вокальных знаний, станет бесполезной.
Любые упражнения обладают цель для правильной организации и в усовершенствовании вокальных функций в целом. Во время проведения урока должны выделяться определенные вокально-технические функции, которые зависят от категории развитость голосового аппарата и от индивидуальности учащегося. На первых этапах обучения к ним относятся: организация вдоха, атаки, некоторых качественных звуков, плавной опоры и выдоха. На последующих этапах идет увеличение певческих диапазон, выравнивание звучаний, регистров и т. д.
Педагогу требуется знание точных методических ценностей различных упражнений. Это позволит точнее подобрать полезную вокально-техническую задачу для каждого упражнения. В одном задании могут объединяться несколько таких задач. Например, если петь на выдержанных нотах, то происходит формирование не только выравнивания гласных, ритмичного выдоха и опоры, но и развивается динамика звука.
Преподаватель обязательно должен ставить методические цели для выполнения какого-либо занятия. При этом его заинтересованность должна быть направленна на положительное влияние, которое должно совпасть с поставленными вокально-техническими задачами на определенном этапе обучения. Разрешается немного изменять упражнения для получения лучших результатов от поставленных целей.
Например, если упражняться на выдержанных нотах и делать это занятие с целью вырабатывания одинакового и экономичного выдоха, то в самом начале рекомендуется совершать исполнение единого или двойного слога, который тянется довольно долго. Если же в данном упражнении преследуется цель выровнять гласные, то следует понемногу вводить базовые гласные звуки, которые возможно спеть одинаково без согласных, а не в качестве повторяющихся слогов. В этом случае получится соединение через согласные, которое помешает выравниванию гласных.
Вторым примером можно привести занятия с гаммой в нисходящих движениях. Они исполняются в тихом тембре и с использованием одного гласного звука. Ее цель заключается в развитии опоры дыхания и сохранении высокой позиции, если в ней будут присутствовать названия нот, то к цели еще добавится выравнивание гласных. Если эту же гамму исполнить в нисходящих движениях и скором темпе, то такой спетый один гласный звук способен воспитать подвижность и беглость.
Выбор упражнений для учащихся
Отбор необходимых занятий происходит в процессе выявлений индивидуальных особенностей голосообразования учащихся. Это проявляется при предпочтении гласным или согласным звукам. В любых конкретных случаях их стараются подбирать для лучшего выявления требуемых качественных певческих звуков и для убирания отрицательных индивидуальных особенностей голосообразования.
Любые примененные занятия должны отвечать принципам вокальной учебы. Их подбирают от легкого к более сложному упражнению. Самые легкие задания включают в себя только один или два тона, которые поются с одинаковой силой звука, и со временем усложняются. Такое расширение диапазона позволяет разнообразить построенную мелодию интервалами, динамикой звука, ускорением темпа и удлинением по времени.
Все занятия должны идти последовательно, нельзя чего-то пропускать. К примеру, нельзя дать ученику объединять октаву и интервал, если он до этого не осваивал объединение интервалов между собой. Все занятия должны быть в определенном порядке. Это позволит усовершенствовать полученные навыки постепенно в каждом последующем занятии.
Упражнения считаются главным условием при развитии вокальных и технических способностей, но без самого пения, которое также должно понемногу усложняться, невозможно добиться высокого технического уровня. Этого также не получить, если заниматься только вокальными занятиями с использованием художественных произведений. Вокальные и технические навыки должны подаваться в совокупности для получения художественной выразительности. Эти навыки разрабатываются во время выполнений упражнений и закрепляются во время работы над художественными творениями.
Хорошо подобранные занятия, которые постепенно увеличивают сложность художественного работы, также являются необходимыми занятиями в совершенствовании вокальных навыков.