Роль «Школы для трубы» Г.А.Орвидова в музыкально-художественном искусстве
Роль «Школы» Г. Орвида состоит не только в том, что она способствовала удовлетворению спроса в музыкально-художественной литературе для трубы, но и в новом освещении отдельных сторон исполнительского процесса.
Впервые в «Школе» для трубы четко и определенно прослеживается задача комплексного воспитания исполнителя по следующим направлениям: художественное развитие учащегося; развитие техники игры — губного аппарата, дыхания, пальцевой беглости, звуковых качеств; привитие навыков ансамблевого исполнительства; овладение различными стилевыми направлениями. Причем, на первый план выдвигается задача художественного воспитания, умение передавать всю глубину содержания музыкального произведения, овладение стилями композиторов различных эпох. Главная же заслуга Г. Орвида состоит в том, что его «Школа» открыла путь новой прогрессивной методике обучения игре на трубе и определила основное направление в создании учебных пособий и методической литературы для трубы. На страницах своей работы Г. Орвид высказывает мнение об отказе от употребления понятия «амбушюр».
Действительно, более конкретно звучит и значительно точнее нацеливает внимание исполнителя на работу главной группы мышц определение — губной аппарат. Г. Орвид справедливо отмечает, что нет необходимости слишком скрупулезно разбирать функции каждой отдельной группы мышц губ и лица; важнее сосредоточить внимание на работе и функции главной — круговой мышцы. Как видно из этого определения, автор большое внимание уделяет игровым ощущениям, причем нельзя не заметить, что в этом определении имеются некоторые субъективные моменты.
В целом же довольно оригинальный принцип Г. Орвида дает возможность уяснить механизм действия круговой мышцы губ в процессе игры на трубе. Большую роль при игре на трубе Г. Орвид отводит так называемой опоре дыхания. Для удобства управления дыханием в исполнительском процессе условно применяют три типа дыхания — грудной, брюшной, смешанный, или грудобрюшной. Г. Орвид рассматривает каждый тип дыхания в отдельности с точки зрения технологии. В качестве основного отличительного признака он выделяет лишь направление преимущественного увеличения грудной клетки: в горизонтальном направлении — грудной тип, в вертикальном, за счет опускания диафрагмы, — диафрагмальный, при сочетании обоих направлений смешанный тип дыхания.
Источник http://soborrus.ru/category/vera