630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Антонина Нежданова — «избранная» певица

nezhdanovaАнтонина Нежданова (1872 — 1950), великая оперная певица первой половины 20 века, была «избранной». Ее как бы всю жизнь вело провидение, не давая свернуть с пути, для которого она была рождена.

Музыкальная колыбель

Будущая царица русской сцены родилась в селе Кривая Балка, что под Одессой. Детская «вольница» сельской жизни и строгая учительская семья прекрасно уравновешивали друг друга. Семья была музыкальной: отец играл на скрипке и руководил сельскими хорами, мать чудесно пела.

Музыка была с девочкой с рождения. Чуть повзрослев, Тоня поет в церковном хоре и ее высокий чистый голос выделяет ее среди других хористов. Сельчане зовут ее «канареечкой». Недаром много лет спустя, Станиславский сказал, что она поет так же естественно, как птица. Ведь птица не может не петь.

Учась в гимназии, Тоня одновременно посещает музыкальное училище (фортепиано), а позже берет уроки пения у С.Г. Рубинштейн, сестры великих музыкантов, Антона и Николая.

Девушка не оставляет мечту петь и регулярно ходит на оперные и концертные выступления известных певцов и музыкантов. Однажды, услышав на оперной сцене Н. Н. Фигнера, Тоня решает, что именно опера ее призвание.

Целеустремленность, работоспособность, разнообразие интересов и эрудиция, как магнитом, привлекают к ней людей. За время учебы у нее появляется много образованных, влиятельных друзей, которые в дальнейшем окажут решающую дружескую поддержку и финансовую помощь.

3841-0

Свой путь

Сколько Антонина себя помнит, она всегда хотела петь, но судьба заставила сделать крюк на пути к призванию. Неожиданно умирает отец. 16-летняя Тоня, помня его отношение к музыке, как к «несерьезному» занятию, начинает работать учительницей в городском женском училище, чтобы помочь матери растить младших детей.

Только в 26 лет Нежданова решает кардинально изменить жизнь и едет в Петербург поступать в консерваторию. Но столичная консерватория, в лице ведущего профессора пения И. Прянишникова, закрыла двери перед заветной мечтой Тони. По вердикту профессора у нее «недостаточный голос» для оперной певицы.

Однако девушка не сдается и едет пробовать силы в Москве. Здесь судьба благосклонна, ее замечает профессор московской консерватории Мазетти и приглашает в свой класс. Но учеба была бы невозможной, если бы не доктор Бурда, друг еще по одесскому училищу, который оплатил занятия в консерватории.

Умберто Мазетти вел класс «избранных» и попасть к нему было большой удачей. Встреча с этим человеком определила всю дальнейшую жизнь Неждановой.

n03

Учитель

Искусством бельканто (красивое пение) Мазетти владел в совершенстве и этому учил своих учеников. Плавность перехода звуков, их насыщенность и окраска, филигранная техника, необыкновенная чистота и прозрачность голоса — все это Нежданова получила от своего учителя. Он учил, что голос — это драгоценный музыкальный инструмент и обращаться с ним нужно бережно, не истязать его, а развивать свой резонансный аппарат.

Голос будущей звезды, несмотря на небольшой диапазон (полторы октавы), становится гибким, более звучным и «полетным». На выпускном экзамене Нежданова покоряет экзаменаторов и ей присуждают золотую медаль. Первый раз за 60 лет с момента основания консерватории медаль получила певица. До этого медалей удостаивались только музыканты-инструменталисты.

С Учителем Нежданова занимается еще долгих 20 лет вплоть до его смерти в 1919 году.

Карьера

Неждановой пророчат блестящую карьеру, но вакансий в Большом театре, мечте певицы, нет. Ее приглашают в Мариинский театр, но она отказывается. И тут опять вмешивается провидение или «счастливый случай».

На оперу «Жизнь за царя» в 1902 г. билеты проданы, полный аншлаг, а все солистки Большого театра неожиданно заболели. Тут и вспомнили о молодой претендентке. Нежданову приглашают спеть роль Антониды, предупреждая, что выступление разовое.

Но уже первые звуки чарующего голоса заворожили публику. Овации не смолкали. Это был успех! Скоро весь основной репертуар, предназначенный для лирико-колоратурного сопрано, поет Нежданова. Афиши с ее именем делают спектакли успешными, а оперные вечера незабываемыми.

img-311298-7777c95bce

В опере «Лоэнгрин», где партнером Неждановой был Собинов, дуэт перевернул представление о трактовке образов. Здесь Нежданова показала, как причудлива, тонка, чиста и виртуозна может быть звуковая ткань сама по себе, каким самодостаточным и ярким может быть идеальное пение.

Но это не значит, что певица не уделяла внимания драматической и психологической трактовке образа. Она очень внимательно выверяла театральный рисунок своих ролей, одно время брала уроки драматического мастерства у знаменитой М. Ермоловой.

Любовь

Нежданова владела искусством отстранения, слушать ее было легко, она будто парила над реальностью. Такой же отстраненной она была и в жизни. Провидение, которое вело ее по жизни, дало ей только одну любовь — музыку. И этой любви Нежданова была верна всю жизнь.

За весь период своего творчества Нежданова спела более 700 партий и произведений на оперной сцене. Она пела с Собиновым, Шаляпиным, Карузо. Ей аккомпанировали Глазунов, Скрябин, Рахманинов. Как говорили те, кто ее слышал на сцене, услышав ее голос однажды, навсегда становишься ее поклонником.

921

Певица была любима властями (Народная артистка СССР), ее боготворили поклонники, обожали ученики Оперной студии, где она преподавала в последние годы. О ней восторженно отзывались многие великие люди. Бернард Шоу понял, что он не зря дожил до дней, когда услышал ее божественный голос.

Она только однажды выступала за рубежом, хотя регулярно получала приглашения от самых престижных оперных сцен мира. В 1912 году Париж пал к ее ногам, услышав как она поет партию Джильды, ярчайшая звезда наравне со своими партнерами Т. Руффо и Э. Карузо.

Мировое признание и слава не обошли Нежданову стороной, несмотря на приверженность и преданность только русской сцене.