Мужские голоса
Звучание мужского голоса обычно имеет разницу в октаву, по сравнению с женским диапазоном. Причем мужской тембр подразделяется на два вида: грудной и головной, которые имеют резкое разграничение между собой, особенно в низком регистре. Это же касается и нотного перехода из одного диапазона в другой регистр.
Тенор
Тенор — мужской голос, в котором преобладают высокие ноты. В свою очередь, подразделяется на лиричное и драматическое исполнение. В регистрах теноров следует выделить средний, так, как в нем полностью раскрываются переходы от высоких октав к нижним нотам (диапазон от Ре до Ми).
Лирический тенор отличается мелодичностью и четким звучанием первой октавы. Верхние ноты, обладатели этого голоса берут с легкостью (диапазон: соль1 – ля 1). Часть малой октавы в нижнем регистре звучит не столь выдающейся.
Лирический тенор с широким диапазоном звучит мелодично и преодолевает с легкостью переходные ноты. Такое звучание более всего схоже с женским голосом и имеет диапазон в нотном измерении ре 2 – ми 2. Его еще называют альтино. Индивидуально, альтино не звучит громко, но в коллективном исполнении, он подчеркивает мелодичность и направленность композиции.
Тенор драматический соответствует насыщенному и напряженному исполнению. Переходные ноты в этом тембре одинаковы для всех теноров, но их освоение требует терпения и усердия. На крайних нижних нотах, звучание и его сила обычно угасают.
Лирические тенора входят в первую партию, а драматические – во вторую партию солистов. У некоторых обладателей драматического тенора имеются предпосылки для баритонального исполнения.
Баритон и бас
Грудной регистр этих схожих мужских голосов занимает около 2/3 диапазона. Баритон и бас – низкие голоса, которые звучат в большой малой и нижней октавах или контроктаве. Баритоны подразделяются на типы:
- лирический;
- драматический.
Лирический баритон является очень подвижным голосом, который имеет широкий диапазон звучания в пределах от ля 1-фа 1 до соль 1, через переходы до диез 1 – ми бемоль 1. Наиболее сильно и ярко, данный голос звучит в верхнем диапазоне.
Драматический баритон более похож на бас и обладает хорошим звучанием на нижнем регистре, а также вполне подходит к вторичной партии басов.
Бас можно отметить широким звучанием нижних нот. Переходы ниже, чем у баритона, но в большой октаве голос звучит с низким густым наполнением. Ноты: си – до1 придают басу отличие от баритона.
Басы, в свою очередь, подразделяются на:
- профундо – с широким диапазоном контроктав;
- октавист – специфический хоровой голос.
Верхняя часть малой октавы вытягивается этим голосом натужно и с надрывом, в связи с коротким диапазоном верхних нот.
Обладателям октависта, сольное исполнение не принесет яркости и особенности. Эти голоса гармонично вписываются в хоровое пение, и в сочетании с остальными оттенками голосов, создают законченную структуру исполнения.
В хоровом исполнении часто имеет значение не столько сила, громкость голоса и характерная направленность (драматическая, лирическая), сколько его звучание в различных диапазонах, возможность переходов от верхних к нижним нотам и обратно. Также, для хора немаловажным фактором является умение владеть голосом, независимо от того, баритон, бас или тенор.
Для предотвращения лишней пестроты звучания и мелодичных перегибов, в хоровом исполнении следует учитывать такие параметры и возможности, как:
- характер голоса, его особенности и умение солиста;
- сочетание голоса с другими солистами;
- избегание резкого контраста в разнице голосов и диапазонов.