Обучение пению А-капелла
Начать обучать «чистому» пению, то есть осознанно воспроизводить музыкальные звуки голосом, лучше с тех простых упражнений, которые уже хорошо освоены, постепенно убирая музыкальное сопровождение. То есть сначала аккомпанировать при пении, давая тональную опору, потом лишь местами, затем и вовсе убрать. Легче всего переходить от упражнений к песням с помощью попевок. При этом наиболее удобны как художественные материал народные песни.
Сначала, перед тем как пробовать петь, учащемуся нужно усвоить мелодию и словесный текст.
При обучении пению а капелла трудности чаще всего возникают из-за несовпадения звуковысотных слуховых представлений и воспроизведения вокальным аппаратом. При этом если пропевать упражнения тихо, как на уроках сольфеджио, то исполнение точнее, чем если силу звука увеличить, делать максимальной, как на сольных уроках с сопровождением.
Усложнение интонаций
Поэтому поначалу при обучении пению без музыкального сопровождения необходимо выбирать интонационно и технически более простые песни, без сложностей, чтобы петь их было комфортно для голоса.
В народном творчестве есть немало песен с несложными интонациями и рисунком ритма, понятно построенным ладом. Мелодия таких песен привычна для учащегося, её проще воспринимать на слух.
Для того чтобы условия для обучения пения без сопровождения были благоприятны голосовому аппарату обучающегося, необходимо, чтобы произведение имело небольшой диапазон, лучше не более одной октавы. Тональность должна быть удобной для обучаемого. То есть звуки песни должны быть расположены по высоте соответственно диапазона голоса обучаемого, в разговорной зоне звучания голоса.
Чтобы навык пения без сопровождения сформировался яснее, необходимо выбирать народные произведения с музыкальной опорой на устойчивые звуки тональности.
Более частое пропевание устойчивых звуков тональности, но в которых нет нюансов высоких звуков, помогает наиболее наглядно изучить отклонение неустойчивого звука в музыкальной основе произведения, при этом помогает контролировать пение с помощью фортепиано, помогает приобрести способность чёткого, чистого пения, оставаясь в той тональности, что необходима.
Песни, которые имеют плавный мелодический рисунок, когда одна нота расположена близко от другой, когда одна нота как бы перетекает в другую, без резких скачков, наиболее полезны. Ещё интересны в данном смысле интервалы терция, кварта и квинта, что построены от устойчивых ступеней.
Например, хороши для начального обучения такие народные песенки как:
- во поле береза стояла;
- как на тоненький ледок;
- как под наши ворота;
- там за речкой, там за перевалом;
- у меня ль во садочке;
- веснянка.
Чтобы обучаемый лучше себя контролировал и быстрее добился точного звучания, лучше использовать музыкальные произведения напевные, их музыкальный темп должен быть умеренным, но не совсем медленным.
Вокально-технические усложнения
Технические для вокалиста трудности тоже необходимо учитывать при подборе материала. Их нужно только постепенно наращивать, добавляя не сразу, а на начальном этапе обучения вообще стоит избегать. Нужно учитывать:
- объем звука;
- длину фразы, когда следует использовать одно дыхание, не прерывая песню;
- уровень художественного, исполнительного, артистического мастерства.
Понятно, что чем шире интервал, чем дальше по высоте звуки друг от друга, тем технически сложнее исполнять их вокалисту без музыкального сопровождения.
Для того чтобы спеть ровно, чисто и уверенно широкий интервал, необходимо иметь опыт и навыки, которые сразу не возникнут, необходимо учиться удерживать высокие места при подачи нижних звуков в ниспадающем интервале и наоборот, когда интервал движется в восходящую сторону.
Поэтому, конечно же, если даже песня состоит из легких по интонациям октав, но имеет технические трудности для вокалиста, их лучше брать только после того, как будет больше опыта, будет отработано больше упражнений на эту тему.
Трудны для исполнения и в интонационном и техническом смысле те интервалы, что построены от неустойчивых звуков, и сексты, и септимы. Трудно исполнять и те интервалы, которые увеличены или уменьшены. А капелла их исполнять намного сложнее, поэтому, чтобы ученик сохранил интерес к обучению, такие сложные задачи лучше ставить на последующих уроках, через какое-то время, после того, как прочие задачи будут решены.
И, несомненно, затруднение может вызвать пауза, если она находится внутри фразы, так же, как и звук, который необходимо исполнить отрывисто, стаккато. Такие технические моменты следует отложить для изучения на более позднее время.
При обучении исполнению а капелла нужно одновременно искать нужную высоту звука и так же изучать общий характер звучания, который необходим для данного музыкального произведения. То, как звучат нюансы интонации, устойчивость высот звука при воспроизведении песни, очень сильно зависит от эмоций, что испытывает вокалист, его активности при исполнении.
Эмоции и созвучная активность исполнителя воплощаются в тембровой палитре, они помогают устойчиво держаться в тоне, извлекая звуки на необходимой высоте качественно и чисто.
При обучении интонированию а капелла очень важно фиксировать внимание ученика на точности подачи звука. При этом нужный вариант звуковых высот легче находить, если эмоции песни, её подтекст понятен. Если петь о понятном, научиться вливаться в песню, чувствовать её, то это, несомненно, принесёт плоды не только на начальном, но и на последующих этапах обучения.
Таким образом, на начальных этапах обучения пению без сопровождения важно, чтобы возникла крепкая техническая и художественная основа у вокалиста.
Задачи и вокально-технические, и художественно-интонационные необходимо усложнять постепенно, после отработки каждого навыка на простом по интонации музыкальном произведении. Такой подход поможет удержать интерес вокалиста на всём процессе обучения и постепенно усложнение позволит с лёгкостью освоить самые сложные приёмы музыкального интонирования.