Объяснительно-иллюстративный метод,
Содержание
Сущность объяснительно-иллюстративного метода заключается в информировании преподавателем ученика о техники образования голоса и особенностях певческого звука. Педагог может использовать как традиционные методы обучения: беседа, устный рассказ, так и личную демонстрацию профессионального сольного звучания, позволяющие в полной мере задействовать ресурсы голосового аппарата.
Польза обучения ребенка пению
Научить ребенка пению значительно проще, чем освоить самый примитивный музыкальный инструмент. Занятие пением нравится детям. Кроме удовольствия в процессе пения развивается слуховая чувствительность, укрепляются голосовые связки, улучшается память и чувство ритма. Запоминание текстов песен стимулирует вербальный интеллект, раскрепощает в общении и способствует проявлению импровизации. Поющих детей от сверстников отличает уравновешенный, доброжелательный, спокойный характер.
Роль образных сравнений в развитии навыков профессионального пения
Задача объяснительно-иллюстративного метода состоит в формировании знаний учащихся, развитие осознанного принятия, понимания и запоминания новой информации. Обучение вокальному пению следует начинать с изучения характерных особенностей звука, и правильной техники воспроизведения, которую от него ожидает педагог.Информация об отличительных свойствах звука сопровождается примерами и образными сравнениями. Желательно в процессе восприятия комбинировать определения, ассоциирующиеся с различными видами ощущений:
- слуховыми;
- вкусовыми;
- зрительными;
- осязательными;
- двигательными.
Благоприятно воспринимаются образные сравнения, основанные на эмоциональной памяти, вызванные различными ощущениями, которые зависят от тембра и характера певческого звука:
- раздражающий, кислый, яркий, бархатистый, вялый;
- тихий, сладкий, блестящий, сдавленный; летящий;
- близкий, волнующий, звенящий, терпкий, высокий;
- низкий, жесткий, подающий надежду, холодный, сырой.
Результативность процесса обучения возрастает благодаря применению образных представлений, опирающихся на личный опыт учащегося. Чем богаче и насыщение ощущения, опирающиеся на эмоциональную память, интуитивно восприятие и мышление, тем выразительнее и красочнее их проявление в вокальном исполнении. Развитые визуальные и кожные ощущения и способствуют ускоренному закреплению теоретических знаний, формированию навыков профессионального исполнения и передачи певческого звука.Максимально эффективно применение образного восприятия в обучении вокалу детей младших школьных классов, у которых в этом возрасте высокая эмоциональная отзывчивость и богатая образная фантазия.
Роль двигательных ощущений
В процессе пения помимо слуховых, зрительных и осязательных ощущений задействованы двигательные, которые проявляются в активном мышечном напряжении и вибрациями гортани. Управление резонаторными движениями позволяет певцу управлять и контролировать образование голосового звучания.
Сравнивая силу влияния познавательных процессов и их влияние на развитие вокальных способностей, надо отметить, что самое яркое воздействие оказывают звуковые ощущения, воспринимаемые на слух. Менее осознаваемые, разные по силе проявления у взрослых и детей, и поэтому более сложные по применению в обучении вокала выступают резонаторные ощущения. Особенно детям сложно понять механизм действия мышц гортани, дыхательного аппарата и диафрагмы.Особенности дыхания диафрагмой у взрослых и детей
Широкое применение в практическом обучении пению получило грудное дыхание с активным напряжением мышц диафрагмы, пресса и живота. Взрослые быстро осваивают этот тип дыхания, регулируя силу голоса движением нижних ребер и выталкивая воздух из легких в гортань.У детей преобладает грудное дыхание, регулируемое верней частью легких. Физиологические особенности детского возраста не позволяют применять технику нижнего дыхания. Постепенное развитие навыков детского вокала с грудным дыханием, так называемым высоким пением, со временем позволит освоить приемы нижнереберного или диафрагмного исполнения.Соответственно, школьники младшего возраста испытывают ощущения от движения дыхательных мышц в области верхней грудины. Звонкие, задорные, звенящие серебром детские голоса формируются без значительных мышечных напряжений, не требующих волевых усилий.
Как учить детей управлять мышечными ощущениями
Объяснять детям особенности резонаторных и, в частности, мышечных ощущений надо тактично, но настойчиво. Следует постепенно формировать у них понимание значимых для исполнителей вокалистов понятий:
- объема голоса;
- сохранение интервалов;
- изменение темпа;
- порядка распевности начиная с низких октав, до высоких;
- закрепление характера звучания.
Понять учащимся, как точно воспроизводится звук, помогает демонстрация педагогом приемов правильного исполнения. Отработать навыки нужного звучания помогают систематические повторы упражнения.Личное исполнение звука преподавателем и показ движения мышц голосового аппарата реализует важный принцип обучения – сочетание объяснения с иллюстрацией и примерами.
Прослушивание голосовых звучаний и диктофонных записей открывает новые возможности реализации и организации музыкальных вокальных и хоровых способностей. Задействование слуха совместно с голосом устанавливает связь между внешними и внутренними ощущениями на рефлекторном уровне.Наблюдение за движениями преподавателя во время исполнения, его ритмом дыхания вызывают потребность подражания, добиваясь результата правильного повторения. Ученик увидел, услышал, повторил. Подражание в данном случае играет центральную роль и показывает самый легкий и короткий маршрут освоения вокальных, речевых и двигательных умений.
Гармоничный упор на органы восприятия, личный пример и демонстрация приемов однородного характера воспроизведения звуков доброжелательно принимается детьми при вокальном обучении.Они играючи используют данную им природой способность к подражанию для развития речи, усвоения движений мышц речевых органов и вокальных умения естественным способом.
Требования, предъявляемые к голосу педагога
Демонстрация правильного звучания оказывает положительное эмоциональное и эстетическое воздействие. Это ценится в работе с детьми, вследствие их эмоциональной чувствительности и доброжелательности. Выразительный, музыкально красиво звучащий показ одобрительно воспринимается учащимися младшего возраста. В ответ они с готовностью и весело подражают услышанному пению.Следует обратить внимание на то, что после показа примера звучания дети свободно повторяют не только оттенки звука, озвученные преподавателем, но и положительные и отрицательные характеристики тембра.Особые требования предъявляют к голосу педагога. Он должен быть:
1. Полноценного академического звучания.
2. Без недостатков горловых звуков.
3. Приближенно напоминать детский голос.
Ценные параметры качественной демонстрации:
- ровное округленное звучание;
- высокий и красивый тембр;
- сохранение темпа;
- отсутствие фальши.
Опытные педагоги умело применяют разнообразные приемы голосообразования, помогающие скрыть профессиональные проблемы.Уменьшение силы звучания тенора снижает выраженность фальцетного горлового оттенка. Применение форсированного звука недопустимо в работе с детьми. Педагогам с характерным носовым призвуками, лучше воздержаться от личной демонстрации, чтобы оградить детей от невольного подражания. Важно объяснить причины ошибки, в крайнем случае продемонстрировать музыкальный фрагмент с применением воспроизводящей аудиоаппаратурой и красиво звучащей записью.
Педагоги с низким баритоном или басом, которые контрастны детским звонким звенящим, но слабые по силе звука голосам должны убирать трагические и устрашающие окраски звука, возникающие при грудном резонансе. По этой же причине женщины учителя меццо-сопрано работают в диапазоне первой октавы, а мужчины стремятся приблизить свое звучание к фальцету.Лиричное звучание тенора тоже желательно заменить фальцетом, хотя дети воспринимают его благосклонно и без желания подражать, понижая свой звонкий голосок на октаву ниже.