Пение с закрытым ртом
Сонорное пение (что означает звучный) звук «м», осуществляют его сомкнутыми губами, немного опустив нижнюю челюсть, как бы с небольшим зевком. Для выполнения этого изображения выбирают средний участок диапазона. Оно помогает настроятся на головное звучание, но только при возникновении правильных резонаторных ощущений, можно получить пользу, а именно тогда, когда у поющего возникает ощущение вибрации или дрожания в носу.
В физиологическом плане суть такого упражнения заключается в вибрации в тканях носа, которая раздражает находящиеся в носу нервные окончания и самые чувствительные нервы. На такое раздражении появляется соответствующая реакция -значительное повышение тонуса голосовых мышц, повышение их работоспособности. Именно из-за этого, во время распевания применяют метод пения с закрытым ртом.
Во времят работы по вокалу с детками упражнения применяют с учетом некоторых особенностей.
Детская психика имеет такую характерную черту, как конкретное и образное мышление, поэтому упражнения по вокалу, лишенные определённого смысла либо же заканчивающиеся на гласные, либо слоги, будут неинтересны и трудно понятны детям.
Во время работы с детьми, особенно это касается тех детей, которые не достигли 10 лет, дается рекомендация по поводу применения попевки это сюжеты, взятые из народного творчества или детских песен.
Состав попевок, как правило, стандартен это 1-2 музыкальные фразы, которые исполняют точно так же, как и простые упражнения. Это секвенция на полутонах вверх и вниз.
Даже из простых вокальных упражнений можно сделать попевки, достаточно всего лишь добавить в них текст.
Трудные для вокального исполнения места в произведениях, взятых для разучивания также вычленяют и используют в виде попевок. Суть попевок в том, что их текст должен быть прост, мелодия и ритм интересны и мило звучны, попевка должна просто и быстро запоминаться и вызывать интерес у детей своим содержанием.
Ели попевка является носителем однозначного художественно музыкального образа, который содержит конкретный словесный текст, то дети на нее эмоционально откликаются. В таком случае при воспроизведении мелодии при помощи голоса, появляется эмоционально смысловая выразительность. Если для попевки взят хороший, доступный материал, то будет довольно просто объединить вокально-технические и исполнительские задачи, вокально-технические умения и навыки формируются с художественными очень гармонично.
Но за голосообразование в данном случае отвечают в основном присутствие конкретного содержания попевок и эмоции при их исполнении.
Чему следует уделить особое внимание
Если вы работаете с детьми и это только старт вашего обучения, то лучше всего избегать упражнений по вокалу, которые не содержат текст и обходить пение, началом которого являются только гласные буквы.
Если у ребенка наблюдается большая вялость артикуляционного аппарата или же атонии (это плохое смыкание голосовых связок), которая довольно часто начала встречаться у детей, лучше всего использовать слоги, имеющие сонорные (л, р, м, н), взрывные (п, д, б) и согласные, такие как «г», «к», «з». Так же используют сольфеджирование.
Для того, чтобы активизировать мягкое небо, и преодолеть чересчур плоское и «белое» звучание, для детских упражнений широко применимы такие звуки как «гу» и «ку». Для того, чтоб округлить звук и звучание стало собранным, применяют слоги «да», «мо», «ду», «ле». Для звонкого и светлого звучания прибегают к «ми», «ля», «зи», «ди», «ли».
Пение на стаккато очень хорошо способствует активизации детского голосообразования. Четкость атаки и легкое звучание помогает освоить отрывистая вокализация.
Во время исполнения попевок, нужно следить за четкостью снятия звука, а также за активностью произношения в окончаниях слов и фраз согласного звука. Нужно правильно снимать звук на «й».
Нисходящий мелодический рисунок это то, что особо ценно при обучении детей вокалу. Они помогают высокому головному звучанию распространиться по нижней половине диапазона, выравнивая его и создавая едино регистровое образование звуков, способствуют легкости и «полетности» голоса ребенка.
Во время исполнения любых попевок, должное внимание следует обратить на правильность организации атаки звука. На то, чтобы воспитать четкую и активную, но не грубую атаку. Во время работы с детьми, лучше всего использовать легкую атаку и только в отдельных, особых случаях применять грубую атаку (если голосовые складки имеют очень вялую работу или же во время исполнения произведений, которые имеют маршевый характер).
О чем нужно помнить
Не нужно забывать о том, что в зависимости от атаки первого звука будет таки и звучать попевка.
Попевки, которые имеют нисходящий мелодический рисунок, первый звук которых самый высокий, зависят от того, насколько правильно организована атака.
Очень важно усвоить минорный и мажорный звукоряды. Это просто необходимо для усвоения нотной грамоты.
Во время работы с детками, нужно отдавать предпочтение вокальным упражнениям, у которых нисходящее движение мелодии.
Те попевки, у которых в тексте имеют явное преимущество взрывные, твердые и согласные звуки, вырабатывают четкую дикцию и активизируют работу органов артикуляции.
Как правило, исполнение таких попевок происходит в скором темпе, но нужно держать под контролем четкость произношения согласных.