630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Работа гортани при пении

IMG_3755-300x200Во время занятий вокалом гортань принимает иное положение, нежели при разговоре или молчании. Мы замечаем лишь внешнюю работу гортани, в то время как внутренняя для наших глаз невидима. Во время обучения пению происходит так называемая постановка голоса, которая подразумевает под собой постановку гортани в определенное положение. С годами тренировок, гортань встает в характерное для каждого отдельного певца положение и практически перестает двигаться, а совершает лишь небольшие колебания, почти незаметны для человеческого глаза.

Те, кто только начинает обучаться вокальному искусству, не имеют определенного положения гортани и поэтому зачастую она довольно сильно колеблется во время пения. Подобные колебания гортани происходят за счет того, что начинающие певцы еще не умеют контролировать свое дыхание, из-за чего происходит неравномерное изменение давления под голосовыми связками, кроме того, связки и резонаторы работают не слаженно.

Ранее лишь одно положение гортани при занятиях вокалом было принято считать наиболее верным – наиболее низкое, однако в наше время, с появлением новых технологий и развитием вокальной педагогики, выяснилось, что у каждого отдельного певца положение гортани может установиться совершенно в разных позициях. Это стало известно благодаря многочисленным исследованиям.

Существует три положения гортани во время пения:

1. Высокое;
2. Среднее;
3. Низкое.

Когда гортань занимает певческое положение, с ней меняется и положение отверстия входа. За счет всего этого возникает особая установка гортани, которая не похожа на ее положение во время разговора. Только иногда эта установка бывает похожа на установку гортани во время молчания.

Особая установка гортани достигается за счет того, что ротоглоточный резонатор адаптируется к работе голосовых связок и гортани. Ротоглоточный рупор подстраивается под звуки, которые воспроизводятся связками. Эта тонкая настройка зависит от тембра голоса поющего и происходит благодаря тому, что меняется объем ротоглоточного канала, который можно узнать с помощью его длины и ширины его стенок.

gagarina-polina-pesni-kolyibelnaya

Положение гортани неизменно имеет влияние на длину надставной трубки. По мере того, как гортань меняет свое положение, надставная трубка то увеличивается, то уменьшается. Когда гортань внизу – трубка длиннее, когда вверху – короче.

Исходя из результатов многочисленных лабораторных исследований, самая короткая надставная трубка во время молчания и высокого уровня гортани, соответствует женским голосам высокого тембра.

А самая низкая установка гортани характерна для таких мужских тембров, как бас и баритон.

Однако некоторые голоса не обладают характерным лишь для них положением гортани. Это такие тембры как: тенор, сопрано и меццо-сопрано. В ситуации, когда человек обладает подобным голосом, гортань может принимать абсолютно любое положение.

О детских голосах исследователи умалчивают.

Согласно результатам исследований положений гортани, ни одно из них не может считаться единственно правильным для певца.

От физиологических особенностей строения голосового аппарата отдельно взятого человека, зависит установка, которую будет занимать гортань в процессе занятий пением. О том, в какой позиции гортань находится на данный момент, профессионалы могут сказать, лишь услышав звуки голоса. Во время постановки голоса, следует сотворить все необходимые условия для свободы движения нижней челюсти и языка могли двигаться без помех.

Регистры

Научное название голосообразования – фонация. Она происходит за счет изменения положения голосовых связок. Работа голосовых связок неоднократно наблюдалась в ходе лабораторных исследований. За время этих исследований было выявлено, что разные звуки образуются при разном положении связок. Так, при сомкнутых связках, они совершают колебания всей поверхностью одновременно, что провоцирует работу грудного резонатора.

f78e439fa346219141cc3117b9a990bf_w960_h2048

При не плотно сомкнутых связках, их колебания происходят лишь отдельными участками. В этом случае голос резонирует головным регистром.

Выяснилось также, что не плотное смыкание связок не всегда обозначает болезнь (несмыкание связок). Существует верхний, нижний и средний диапазон голоса. Ноты среднего диапазона, можно воспроизводить как сомкнутыми, так и не сомкнутыми связками. Однако петь в этом диапазоне довольно сложно, и поэтому это могут делать только состоявшиеся певцы.

При голосообразовании голосовые связки работают двумя способами:

1. Когда они сомкнуты и совершают синхронные колебания, при этом происходит работа грудного резонатора;
2. Когда они не сомкнуты плотно и колеблются отдельными областями, при этом происходит головное резонирование.

Механизмы работы голосовых связок называются регистрами. Иными словами, существует два основных регистра звучания голоса: головной и грудной.

Во время обучения искусству вокала, преподаватель не может видеть связки. Поэтому выводы о том, в каком регистре и каким способом они работают, делаются за счет своеобразного звучания тембра голоса.

Вокалист способен петь как в головном и грудном регистрах отдельно, так и в смешанном или среднем, так называемом микстовом регистре.

Как головное, так и грудное звучание можно с легкостью встретить у неподготовленных певцов. Эти регистры считаются натуральными. А вот микстовый регистр принято называть производным от натуральных. Однако микстовый регистр встречается в голосах у некоторых женщин и детей. А вот у мужчин этот регистр можно только создать искусственно во время обучения вокалу.

Звуки, которые певец может воспроизвести (от наиболее низкого, до самого высокого), принято называть его диапазоном, а несколько упорядоченных звуков, находящихся в нем – регистром. Звуки, находящиеся в одном регистре схожи по тембру, резонированию и характеру звучания.

Существует 2 механизма фонации, во время каждого из которых работают определенные группы мышц:
1. Голосовые мышцы (находятся внутри голосовых связок);
2. Мышцы, которые натягивают связки.

1298202157_f_13569576

Во время вокализов, производимых в грудном регистре, связки практически не натягиваются, а вот внутренние мышцы активно работают.

Во время работы голоса в головном регистре все происходит наоборот. А вот когда певец поет фальцетом, фонация происходит исключительно при помощи натяжения голосовых связок и внешних мышц гортани.

Микстовый регистр заставляет работать обе группы мышц.

Использование любого регистра имеет свои достоинства и недостатки.

Грудной регистр позволяет голосу звучать глубоко и наполняет его обертонами. Однако диссонирующие обертоны, опасность возникновения которых возникает при работе в этом регистре, могут добавить голосу резкие ноты.

Этот регистр раскрывает силу голоса, однако значительно снижает его «подвижность».

Создание микстового регистра

Во время работы в микстовом режиме, мышцы работают более легко, т.к. поддерживают друг друга. Обертона и сила звука остаются такими же, как и в грудном регистре. В наше время квалификацию певца узнают по тому, насколько ровно его голос звучит на протяжении всего диапазона.

Голоса певцов, которые не учились вокальному искусству, в большинстве своем, не могут ровно звучать всегда. Регистры таких певцов слышны с первого раза. Ноты между регистрами (переходные) у таких певцов звучат очень не ровно, кроме того, певцу самому довольно тяжело их воспроизводить.

IMG_6047

Во время обучения вокалу, регистры сглаживаются. Для этого преподаватели создают у своих учеников смешанный регистр. Чем обширнее диапазон среднего регистра, тем лучше у певца поставлен голос. Грудной и головной регистр сочетаются в нем в разных пропорциях, которые зависят от исполняемого произведения и от анатомических особенностей определенного человека.

Для создания микстового регистра применяются методики «округления» и «прикрытия» звука. «Округление» звука достигается за счет незначительного изменения тембра, похожего на звук «о». Для округления звуков используют зевок. «Прикрытие» звука приближает тембр к звуку «у» и чаще всего применяется в основном для создания смешанного регистра в мужских голосах.

Усиление высоких обертонов определяет высокие звуки. При воспроизведении звуков на такой высокой позиции, вокалист ощущает вибрацию в головном резонаторе, а также дрожание лицевых костей в области переносицы, которое имеет название «маска». При создании микстового регистра используют плавное опертое дыхание, а также техники мягкой атаки и умеренной силы звука.

Во время обучения, округлением звука сначала выправляют средние ноты диапазона, и лишь после этого пытаются распространить полученное ровное дыхание на весь диапазон.