630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Вокальные навыки

IMG_3806 копияВ основе вокальных навыков заложен почти автоматический процесс исполнения певческой техники. Путем тренировки и применения различных упражнений создаются устойчивые и в то же время подвижные стереотипные группы условно-рефлекторных зависимостей с возможностью перехода от одной системы к другой.

Психофизиологическая природа вокальных навыков и основы их воспитания

Автоматизм вокальной техники вырабатывается в результате ослабления контроля сознания при регулярно повторяющемся певческом акте или совокупности таковых. Тем не менее, отсутствие возможности отслеживать весь процесс вокальных действий не является негативным фактором, так как сознание человека может оценивать сам результат пения.

Благодаря непроизвольности осуществления базовой части вокала появляется возможность сосредоточить все внимание на шлифовке исполнительской техники и художественного мастерства. Без овладения основными певческими навыками настоящее вокальное искусство невозможно.

Главная и первоочередная задача вокальной педагогики состоит в выработке у начинающего исполнителя стабильных певческих рефлексов.

Считается, что певческие навыки в первую очередь носят двигательный характер. Безусловно, мышечная динамика является составной части любого вокала — без этого никакого пения просто не будет. Однако в действительности для создания устойчивого комплекса вокальных навыков важен, прежде всего, слух. Это доминирующая компонента в формировании певческого автоматизма.

В процессе пения было бы грубой ошибкой разделять систему слухового восприятия собственного голоса, и связанные с этим наработанные навыки, и мышечную технику. Анатомически слух, мимическая и голосовая компоненты разделены, однако в физиологическом плане они неразрывно связаны между собой.

г039

Вокальная моторика является основой для формирования тех или иных акустических колебаний, а слуховые сенсоры играют направляющую и регулирующую роль в правильном исполнении певческой техники, стимулируя дальнейший мышечный акт. Психология называет такое сложное психофизиологическое действие как сенсомоторный навык. Определение конкретного сложного певческого рефлекса позволяет более глубоко установить его природу и правильно установить принципы его образования.

Психологический механизм певческого навыка подразумевает существование двух базовых компонентов:

  • ориентировочная;
  • исполнительская.

Первая часть ответственна за выбор варианта реализации акта, а вторая — за его непосредственное исполнение. Правильность и качество конечного результата определяется созданным в сознании вокальным образом. Вследствие этого значительная часть педагогической работы направлена на привитие исполнителю данного навыка.

Вокальный образ — это звуковая картина воспроизводимого в сознании акустического действия, соответствующего реальному. Таким образом, основой выработки правильного сенсомоторного навыка является активная работа со слуховым каналом восприятия информации. Формирование вокального образа призвано сориентировать голосовую моторику и создать нужный ее алгоритм.

Исходя из всего вышеперечисленного, главным принципом работы с начинающим певцом должна быть ускоренная выработка у последнего ориентировочного вокально-музыкального образа, позволяющего быстрее закрепить нужные навыки.

Glavnaya_Prepodavatel_Shkoly_Roka_SuperStar_Ulya

Наиболее простой и доступный вариант реализации такого педагогического подхода связан в первую очередь с демонстрацией правильного исполнения вокально-музыкальной фразы, или ее элементов, непосредственно учителем или с помощью аудиовидеозаписи. Время доказало, что подобная методика весьма эффективна.

На первом этапе изучения вокального искусства ученикам наглядно показывают моторику правильно постановленного голоса:

  • динамика дыхательной мускулатуры;
  • движения нижней челюсти и губ;
  • варианты открытия рта;
  • демонстрация зевка.

Все эти мышечные движения должны сопровождаться подробным пояснением.

Сочетание зрительного восприятия (первая сигнальная система) и слухового (вторая сигнальная система) делает демонстративный показ более запоминающимся, понятным. Такая комбинация позволяет за короткое время создать в сознании учащегося устойчивый вокальный образ.

Объяснение основ профессионального вокала должно быть максимально точным и полным. Это касается всех базовых вокальных терминов:

  • округление звука;
  • звонкость;
  • высокая позиционность;
  • достаточность близости звука и его силы;
  • оптимальное резонирование.

Также подробно описываются индивидуальные характеристики тембра голоса и эффективные методы выработки качественного звучания.

В результате подобной техники обучения у начинающего певца не только закрепляются механические певческие навыки, но и складываются основные представления о важнейших закономерностях вокальной техники.

Prepodavateli_Shkoly_Roka_SuperStar_Ekaterina_Akh

Во время освоения базовой техники и выполнения комплекса вокальных упражнений существенны любые сенсорные реакции начинающего певца в процессе пения. В первую очередь это относится к слуховым ощущениям от исполненных звуков. Учащийся анализирует соответствие вокального результата с исходной звуковой картиной.

Расхождение между ощущениями является ошибкой, которая исправляется новыми попытками до тех пор, пока динамика голосового аппарата не будет в точности соответствовать правильной.

Весь спектр сенсорной обратной связи (резонаторные, мышечные, слуховые) способствует более эффективному контролю за процессом вокального исполнения и своевременной его корректировке. Благодаря этому певческие навыки у ученика нарабатываются намного легче, особенно если на ощущениях от пения акцентируется его внимание. Когда же правильная постановка голоса найдена, важно помочь учащемуся понять способ ее построение и лучше его запомнить.

Этапы формирования вокальных навыков

Певческая техника прививается ученикам постепенно и в несколько стадий:

1.На первой этапе учащиеся формируют ориентировочный вокальный образ и изучают технику его реализации, вкупе с практическими занятиями. При этом у начинающего исполнителя неизбежно возникают огрехи и лишние действия. Певец напряжен, совершает множество попыток и чтобы достичь нужного эффекта, часто контролирует качество своего исполнения.

2.Второй этап предполагает формирование устойчивых певческих рефлексов в соответствии с установленными вокальными стандартами. Постоянно повторяющиеся упражнения закрепляют рефлекторные связи и шлифуют исполнительскую технику, отсекая лишнюю моторику и повышая общее качество пения.

Постепенно неловкие действия со многими ошибками становятся все лучше и лучше, выполняются уже автоматически. В этот период акцент делается на качестве вокала, и внимание уделяется резонаторным и мышечным ощущениям, наряду, конечно, со слуховыми.

3. В дальнейшем ученики осваивают пластические свойства вокала в динамике, изучают голосовой уклад и его характерное звучание при различных певческих диапазонах, а также эмоциональную окраску пения, исходя из смысла музыкального произведения.

Последующая работа связана с совершенствованием вокального мастерства и увеличением гибкости техники пения.