Музыкальный язык
Для музыки каждой нации в любую эпоху характерны устойчивые типы сочетаний звуков вместе с нормами их использования. Комплект таких типов и называется музыкальным языком.
В отличие от слов, в языке музыке нет определенных признаков системы знаков, так как, прежде всего, в качестве его элементов выступают не конкретные знаки, а только типы сочетаний звуков. Далее, каждый элемент имеет не одно значение, а массу, поле которых не обладает четко установленными рамками. Кроме того, форма отдельного элемента является неотделимой от значения, ее нельзя заменить на иную или поменять без изменения значения. По этой причине в музыке невозможным является осуществление перевода с одного языка на иной.
Спектр имеющихся значений каждого элемента главным образом зависит от его акустических характеристик и от опыта использования в практике.
Такими являются внемузыкальные и внутримузыкальные ассоциации, которые делятся на внетекстовые и внутритекстовые. Когда формируются семантические возможности разных составляющих языка музыки, значительную роль играет наличие опыта их использования.
К повторяющимся составляющим формы, семантические показатели которых напрямую зависят от традиций их использования в практике, принадлежат не одни лишь интонации, но еще и единства музыкальных средств. в качестве таких средств выступают жанры. Значения жанров в основном обусловлены их основными функциями, то есть местом в практике.
Композитор имеет возможность применять в собственных произведениях, как основные закономерности языка музыки, так и какие-то его составляющие. Вместе с тем, определенные элементы могут переходить в рамках выбранного стиля из композиции в композицию и от одного автора к иному без каких-либо значимых изменений. Другие только выступают в качестве прообразов для создания интересных элементов формы.
В процессе включения какого-то элемента языка музыки в произведение меняется поле его значений: оно начинает сужаться из-за конкретизирующей особенности контекста, слов, сценических действий, а затем расширяться из-за появления внутритекстовых связей. При использовании элементов и правил музыкальных языков, при их видоизменении, композитором формируется собственный индивидуальный и неповторимый язык, который для него выступает в качестве инструмента воплощения своего неповторимого содержания.
Музыкальные языки разного времени, наций являются разнообразными, однако для них всех характерны определенные принципы создания тонов – по высоте и времени. В большей части существующих музыкальных культур высотные показатели тонов созданы из лада, а вот временные – из метра. Лад и метр выступают в качестве обобщений всей имеющейся практики и регуляторов творчества, направляющие по соответствующему руслу звуковые сопряжения, которые рождаются в сознании композитора.
Посредством связного и содержательного развертывания звуков через лад и метр происходит образование мелодии, являющейся наиболее значимым из выразительных музыкальных средств, ее душой.
Соединяя в себе основополагающие предпосылки выразительности музыки, мелодией реализуются они в концентрированной и индивидуализированной форме.
Индивидуальность музыкального материала, а также его рельефность выступают в качестве основных критериев ценности произведения. Они способствуют его запоминанию и пониманию.