Опора дыхания
Содержание
- 1 Виды дыхания и их характеристики
- 2 Возникновение фонации и переопоры дыхания
- 3 Правильное положение тела при пении
- 4 Методика тренировки дыхания при пении
- 5 Мнение специалистов о дыхательных упражнениях для пения без воспроизведения звуков
- 6 Взаимосвязь опоры пения и опоры звука
- 7 Что представляет собой опора пения и от чего она зависит?
Не нужно воспринимать опору дыхания как что-то недвижимое или застывшее. Все это осуществляется игрой мышц дыхания и их отличной координацией в момент сокращения.
Для быстрого изменения подскладочного давления в зависимости от перемены звучания, нужно иметь пластичную, гибкую и упругую опору. Нужно обратить внимание на тот фактор, что сохранность позиции вдіханияне должна сопрягаться с чрезмерным напряжением вдыхателей во время осуществления вдоха, потому именно это чревато чрезмерной остановкой выдоха и нарушением процесса дыхания. Вокалисты называют этот момент “запиранием процесса дыхания”. Это явление присуще начинающим певцам и провоцируется слабой согласованностью работы голосовых мышц.
Виды дыхания и их характеристики
Вокальные исполнители делят дыхание на оптимальное, форсированное и вялое. При вялом дыхании работа дыхательных мышц проходит очень слабо. При этом осуществляются неполные и неглубокие вдохи. При выдохе отсутствует активное взаимодействие мышц дыхания, что приводит к созданию неправильного для фонации подскладочного давления. Это дыхание провоцирует неполную работу голосовых мышц. Они подвержены быстрой усталости и голос теряет свою силу, тембровую окраску звучания и опору.
При форсированном дыхании происходит повышенная активизация мышц для голоса. Вдыхание становится очень шумным и появляется дыхательный перебор. При выдохе выдыхатели очень напирают. Для активного противостояния повышенному подскладочному давлению чрезмерно напрягаются голосовые складки. Это влечет за собой смену колебательного характера складок и нарушение режима их работы. При этом сильно страдает издаваемый звук: он маловыразителен. Имеет бедный тембр и излишне криклив. Сила звука при форсированном дыхании уменьшается.
Возникновение фонации и переопоры дыхания
Во время фонации происходит перевоплощение голосовых складок в гибкий затвор, который преграждает путь воздуху, что выдыхается. От работы этого затвора (умения сближать голосовые складки, сокращать мышцы) и его эластичности прямо зависит трата дыхания. Если смыкание происходит очень слабо и не до конца, то выдыхаемый воздух быстро расходуется. Процесс дыхания укорачивается и опоры дыхания не хватает. Теряется устойчивость интонации звука, появляется призвук с сиплостью и разобранность звучания.
При излишнем напряжении голосовых складок и пересмыкании, которое обусловлено специальной манерой извлечения звуков, происходит компенсация форсирования дыхания (переопора). Возникновение этих двух явлений приводит к усугублению их друг другом. Звук, который появляется при этом, очень жесткий и криклив по тембру.
Правильное положение тела при пении
Чтобы правильно дышать при пении, нужно ровно держать корпус. Необходимо выпрямить спину и хорошо прогнуть поясницу. Выгнутая поясница необходима потому, что прикрепление диафрагмы к позвонкам поясничного отдела позвоночника осуществляется идущими веером пучками мышц. Это создает опору для диафрагмы при ее сокращении. Для этого необходима фиксация позвонков спинными мышцами, что осуществляется прогибом спины в поясничном отделе.
Певцам-новичкам, в первую очередь, нужно избавиться от вредных дыхательных движений. Они будут препятствовать развитию правильного дыхания при пении. Среди этих движений находится постоянное желание поднять плечи, осуществляя вдох. Это происходит от поверхностного ключичного дыхания. Поющему при вдыхании необходимо оставлять в покое верхнюю часть грудной клетки и следить за тем, чтобы не происходило поднимание плеч. Чаще всего это можно наблюдать у начинающих певцов школьного возраста.
Нужно научиться избегать прерывистых и судорожных вдохов, которые свойственны детям. В некоторых случаях уже после первых звуков при пении происходит существенное оползание стенок грудной клетки. Это возникает от того, что поющий неправильно сохраняет вдыхательную позицию во время исполнения песни . Именно это приводит к отсутствию опоры дыхания.
Методика тренировки дыхания при пении
Воспитание певческого дыхания происходит очень постепенно и систематически. Этого нельзя научиться за несколько занятий. Каждый элемент дыхания певца (особенно процесса вдоха) вначале изучается осознанно. Ученик вначале должен поставить перед собой четкую цель. Ученик должен разобраться во всех элементах фонационного дыхания (взятие дыхания, удержание состояния вдоха в период “пропевания” фразы и задержка процесса вдыхания). При этом нужно выделить и запомнить все ощущения, которые возникают, и долго тренировать, пока все не начнет выполняться автоматически.
Вначале нет необходимости торопить ученика при каждом вдохе. Ему необходимо научиться подготавливать себя к произведению звуков (для начала в неспешном темпе). На первых этапах нужно делать упражнения в спокойном темпе без огромного запаса воздуха, долгих выдохов и большой опоры дыхания.
Необходимо обратить внимание на то, что после снятия звука в конце музыкальной фразы должно сохраняться положение грудного отдела, это означает то, что должен быть небольшой дыхательный резерв. При этом, все последующие вдохи накладываются на предыдущие и не происходит потеря певческой установки при смене вдохов. Благодаря этому есть возможность быстро перейти к следующему вдоху.
Нужно уметь правильно измерять количество дыхания и уровень опоры дыхания в каждой индивидуальной певческой фразе. Эти показатели зависят от ее длины, звуковой динамичности и выраженных акцентов. Это умение помогает делать умеренные вдохи и “умно” ими распоряжаться, благодаря чему не перенапрягаются мышцы и есть возможность правильно координировать себя в зависимости от поставленных задач.
Мнение специалистов о дыхательных упражнениях для пения без воспроизведения звуков
Чтобы развивать правильно певческое дыхание нет необходимости делать упражнения, не связанные с воспроизведением звуков. Это имеет малую эффективность и даже может в некоторых случаях повредить. При работе мышц для дыхания активно работает гортань и верхние резонаторы. Только процесс фонации делает дыхание певческим. Его профессиональный уровень напрямую зависит от взаимосвязанной работы аппарата дыхания и вышеупомянутыми органами.
Дыхание при пении не развивается без воспроизведения звуков. Упражнения для дыхания способствуют развитию и тренировке мышц для дыхания. Наилучшим образом это происходит у детей школьного возраста. Но прямой связи между ними и дыханием не существует.
Очень хорошо тренированная мускулатура дыхания с помощью упражнений без звука очень плохо согласует свою работу с звуковыми органами и не может работать на высоком профессиональном уровне. Звук при этом не естественный, а глотка и гортань могут зажиматься.
Взаимосвязь опоры пения и опоры звука
Певческая опора напрямую зависит от дыхательной. Под опорой дыхания следует понимать степень тренированности мышц дыхания, которые являются одной из сторон образования голоса. Уровень взаимосвязи голосовых складок и дыхания указывает на звуковую опору. Из этого очевидно, что звуковая опора не должна рассматриваться отдельно от дыхательной.
Опора пения зависит от правильного функционирования органов надскладочного отдела аппарата голоса. Еще на нее влияет согласованность работы дыхания и голосовых складок. При образовании голоса с помощью дыхательной опоры поднимается подскладочное давление. Это повышение поднимает уровень напряжения голосовых складок. Когда опора полая, такое повышение должно было бы вызывать напряжение в гортани (ее работа при этом могла бы утрудняться и накопляться усталость). Но такие процессы полностью отсутствуют и пение при опоре становится легким . Поющий хорошо управляет голосом и хорошо его выражает.
Не только голосовые складки противодействуют подскладочному давлению. В надкладочных полостях, при изменении ими размера и образования различных препятствий и барьеров для звуковой волны, появляется давление надскладочное. Это сопротивление акустики физики называют словом “импеданс”. Большую роль в импедансе играет феномен уменьшения прохода гортани. У профессионалов высокого уровня акустическое сопротивление очень четко выражено.
Благодаря такому сопротивлению облегчается такое явление как сведение голосовых складок, убирается лишняя нагрузка с мышц голоса при их борьбе с подскладочным давлением. У певца появляется возможность шире использовать гортань при произведении звуков, продемонстрировать возможности своего тембра. При этом не накапливается усталость во время пения и трата дыхания незначительна. Удержанием дыхания при этом занимается не только гортань, но и акустическое сопротивлении.
Что представляет собой опора пения и от чего она зависит?
Из всего этого следует, что опора появляется при общей работе гортани, дыхательных органов и надставной трубы. По другому – опора пения является сотрудничеством всех составных аппарата воспроизведения голоса. Самым главным показателем опоры есть качество звука, что воспроизводится. Богатое на тембровые окраски звучание, который хорошо округлен, называется опертым. Звук без опоры очень бедный по тембру, плохо собран и вялый. Сила звучания не дотягивает до оптимального значения.
Процесс обеспечения обратных связей есть основой певческой опоры. Мозг постоянно принимает нервные импульсы во время пения, которые указывают на работу органов дыхания. Сознание воспринимает их на уровне ощущений (тактильных, вибрационных, мышечных). Сочетание и восприятие этих ощущений мозгом и есть опорой.