630004, г. Новосибирск,
ул. Вокзальная магистраль, д. 4/1

Телефон для связи:
8 (383) 375-24-66

 
Свежие записи
 
Обратите внимание
Home

Техника извлечения певческого звука

I4upI3dWidsПевческий голос является одним из акустических явлений, и во многом он подчиняется обычным физическим законам. Чтобы понять принцип его действия и грамотно им управлять, нужно знать некоторые особенности данного явления.

Акустические особенности певческого звука

Певческий звук обладает рядом основных свойств:

  •  сила;
  •  высота;
  •  тембр;
  •  продолжительность.

Такой показатель, как высота, зависит от количества колебаний, производимых голосовыми складками на протяжении одной секунды. На высоту влияют длина и натяжение голосовых складок, а также особенности дыхания.

Певческий голос состоит из нескольких отдельных звуков, и именно от самого низкого из них – основного тона, зависит высота. Остальные простые звуки называют обертонами, или частичными тонами. Эта особенность связана с тем, что любое тело может колебаться не только полностью, но и отдельными частями. Именно за счет богатства обертонами певческий голос отличается от прочих звуков и имеет более красивое звучание.

Каждый отдельный голос имеет свои тембральные отличия, это возможно благодаря анатомическим особенностям голосового аппарата, на эту характеристику влияет также работа голосовых связок, резонаторов, дыхание человека. Именно благодаря такому разнообразию факторов во время обучения можно повлиять на тембр. В частности, можно изменить носовой и горловой призвук голоса.

Сила певческого звука преимущественно зависит от амплитуды размаха колебательных движений, которые осуществляют голосовые складки. Эта зависимость прямопропорциональна. Дыхание существенно влияет на амплитуду колебательных движений, а значит, на силу звука. Значение имеют и особенности подскладочного давления. Правда, эта величина является определяющей для силы только до определенного предела, если подскладочное давление становится очень высоким, возникает перенапряжение голосовых складок, таким образом, сила звука начинает падать. На силу звука влияет и состояние резонаторных полостей, в частности, ротоглоточный канал выполняет функцию рупора, предназначенного для усиления звука.

shou-golos-v-tretiy-raz-podryad-vyiigrala-komanda-.3026186.2014_12_26

Абсолютная сила голоса, которую измеряют специальным прибором, отличается от данных, которые нам сообщает наш слух, поскольку различные по тембру звуки, если они имеют разную тембральную окраску, человеческим слухом могут восприниматься как разные по силе. Эту особенность можно объяснить особенностью слуха: ухо чувствительнее к восприятию высоких обертонов, нежели низких. И высокие обертоны, даже если они имеют такую же силу, как низкие, все равно воспринимаются как более сильные. По этой причине обертоновый состав способствует субъективному восприятию звука.

Вибрато как особенное качество певческого звука

Вибрато – одно из важных понятий акустики, представляющее собой смену высоты, силы и тембра звука. Изменения происходят в пределах 1-2 тонов и воспринимаются на слух как ровная пульсация. В речи вибрато невозможно, оно проявляется только во время пения. Если звук утрачивает вибрато, голос теряет свою красоту, становится безжизненным, менее интересным.

Наиболее приятна для слуха вибрация примерно 6 раз в секунду. Если пульсация учащается и составляет от 7 движений в секунду, звучание становится неприятным, начинается тремоляция, не слишком приятное дрожание, похожее на блеяние овцы. Если дрожание замедлено – меньше 6 движений в секунду, ухо начинает более четко различать изменение силы и высоты. В таком случае начинается другое не слишком приятное явление – так называемое качание голоса.

Вибрато по сути является эстетической составляющей и воспринимается голосом, прежде всего как окраска голоса, являясь одним из его достоинств. Кроме того, вибрато выполняет еще одну функцию – скрывает небольшие неточности в интонации и скрадывает незначительные неровности в звучании.