Упражнения по видам вокализации
В вокальном пении есть несколько видов вокализации, но самыми популярными являются:
1. связная;
2. отрывистая.
Техника связного пения (легато)
Связную вокализацию можно использовать не только при вокальном исполнении песни, но и при исполнении кантилены (исполнение произведений с текстом). Стиль кантилены bel canto если говорить простыми словами это протяжное, красивое широкое пение. Кантилена получила свое развитие в итальянском вокале. Итальянский язык является самый певучий, из-за большого количества гласных звуков.
Что касается русского и украинского языков, то они ненамного уступают итальянскому языку по певучести и поэтому кантиленное пение в русском вокале достигло высокого уровня.
В основе русской музыки лежит народная песня, для которой, как правило, характерно широкое связное пение, а именно кантилен. Можно дать однозначное определение кантилены это непрерывно поющиеся звуки, которые составляют основу всего пения.
Кантилен образуется в том случае, объединения всех звуков между собой, и каждый новый выпевающийся звук является продолжением ранее спетого. Этот вид пения именуется связным или, иначе говоря, пением легато. Для выработки кантилены рекомендуется выполнять упражнения на легато тренировка для правильного, длительного и равномерного выдоха. Данные упражнения, а именно легато замечательно развивает дыхательный аппарат при пении. При легато с постоянно увеличивающимися музыкальными фразами проще всего переносить с одного звука на другой нужное звучание. Из этого можно сделать вывод о том, что связное пение отдельных тонов помогает мелодии звучать ровно.
Техника отрывистого пения (стаккато)
Петь отрывисто это значит, отделять каждый звук как бы атакуя каждую ноту с самого начала смыкая голосовые складки и дыхание используя при этом активные движения дыхательной мембраны. При правильном вокальном исполнении в стиле стаккато верхний отдел стенки живота перемещается. Пение на стаккато является хорошей проверкой работы диафрагмы.
Отрывистое пение хорошо разрабатывает голосовые складки при помощи их смыкания, а также тренирует голосовые мышцы при их вялом состоянии или сиплом звуке. Отрывистую вокализацию наиболее часто используют при работе с детским пением, особенно на начальной стадии их обучения.
Каждая отрывная нотка, не должна лишаться выдоха. Данное пение должно сопровождаться одним вдохом. Паузы, которые делаются между стаккатными нотами внутри целостной фразы, называются остановками дыхания (выдоха). Из этого можно видеть, что подготовки голосовых связок к фонации каждого нового звука не происходит, а только лишь остается сольвация голосовых складок и дыхательных мышц.
На первых этапах обучения пению у детей налаживается взаимосвязь между движением голосовых складок и диафрагмы. Остановки, которые образуются между отрывистыми звуками с задержкой дыхания, позволяют ученику почувствовать дыхательный базис. Звук, который спет на стаккато может стать стартом для начинания петь на легато.
Важным и полезным упражнением является сначала пение на стаккато, а потом повторение этого же звука на легато. Это упражнение с поочередной сменой стаккато и легато позволяет, не изменяя колебание голосовых складок, разрабатывать их соединение и сопряжение диафрагмы. Для достижения хорошего результата данное упражнение необходимо выполнять правильно. Первый отрывистый звук нужно брать очень легко, он должен быть воздушным, затем этот же звук при готовой настройке снова очень четко закрепляется и тянется определенное время.