Артикуляционный аппарат при пении
Многие люди, которые начинают обучаться пению, не имеют правильной чёткой артикуляции. Ведь они используют те же навыки, что и при обычной речи, при пении. Артикуляторные органы работают недостаточно интенсивно. Артикуляция у таких вокалистов слабая. Работа их органов несогласованная. Например, их нижняя челюсть может быть перенапряжена, как и язык, а губы при этом вялые. И тогда звуки, что начинающие вокалисты издают — невнятные.
Когда человек поёт, у него начинается увеличение сокращений стенок мышц резонаторной полости, полость глоточного канала рта увеличивается, рот раскрывается шире, меняется речевой уклад языка, губ и нёба.
Для того, чтобы артикуляторные органы, когда человек поёт, работали правильно, нужно в первую очередь снять с них перенапряжение, если оно присутствует. Так, чтобы органы работали с полной свободой, без зажимов. После добиться того, чтобы их работа была согласованной, четкой и максимально активной. При пении согласные произносятся короче, а когда согласные быстро сменяются гласными, должна происходить молниеносная их перестройка. Это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Именно от этого свободное движение губ, челюсти, нёба и языка играет важную роль. Те, кто только начинает заниматься вокалом, не могут широко открывать рот от того, что их нижняя их челюсть двигается плохо, мышцы напряженные.
Движения челюсти
Когда нижняя челюсть находится в таком напряженном положении, гортань утягивается наверх через кость под языком. Так гортань оказывается зажата в неестественном, высоком виде, и звук из-за зажатия челюсти может стать горловым. Когда нижняя челюсть в скованном положении, становится невозможной чёткая дикция вокалиста, потому как в ротовой полости недостаточно места для того, чтобы вокальные гласные сформировались.
Рот должен хорошо открываться при интонировании гласных звуков а, о, у. С помощью их интонирования хорошо распеваться. И чтобы начинающий вокалист научился свободно, без зажатий опускать челюсть, когда поёт, нужно начать как раз с чёткого произнесении именно этих звуков при пении.
Сначала ученик должен, акцентируя на артикуляции, просто произносить звуки а, о, у, лучше в сочетании с согласными, то есть произнося слово целиком, и лишь затем повторять данные слова, пропевая их, совершая те же движения нижней челюсти вниз. Это как учиться плаванию. Сначала движения выполняют на берегу, и только затем ученика отпускают в воду.
Если же такой способ не помогает, то нужно помочь научиться опускать нижнюю челюсть, используя лёгкое нажатие пальцами на подбородок. Если регулярно повторять это движение, то через небольшое время, опускание нижней челюсти при пении войдёт в привычку. Ученик сможет опускать челюсть без нажатия на подбородок. Еще быстрее процесс обучения пойдет, если начинающий вокалист сможет контролировать движение своей челюсти перед зеркалом.
Положение языка
Часто вместе с зажатой челюстью бывает перенапряжен язык. А ведь он также связан через кость под языком с гортанью. И от этого, его скованность может так же стать причиной извлечения горловых звуков.
Помимо этого, перенапряженный язык затрудняет правильное сложение чёткой артикуляции. Его скованность может привести к искажению певческих гласных. То, как язык расположен, влияет на резонатор, изменяет тембр голоса.
Еще совсем недавно считалось, что лучше всего располагать язык мягким, свободным по дну рта. Его форма должны была быть с углублением посередине, то есть ложечкообразной. Его основание должно было быть опущено, а кончик – касаться нижних зубов сзади.
Но тем не менее, по результатам исследований на сегодняшний день стало ясно, что никакой зависимости от положения языка нет, главное только, чтобы он не напрягал гортань. Язык может лежать по-разному, в зависимости от анатомических особенностей.
У юных исполнителей часто от перенапряжения язык может лежать горбом, оттянутый назад, он может закрыть зёв.
Когда язык перенапрягается, кончик его языка подтягивается вверх и назад. Но если освободить нижнюю челюсть, то напряжение снимется и с языка. Но и если язык вялый, он мало подвижен, звуки исказятся и слова будут неразборчивыми.
Чтобы активизировать язык, можно выполнять упражнения с произнесением и пропеванием согласных звуков л, р, д, т, ц, ч.
Участие губ
Все знают, что губы играют наиважнейшую роль на последнем этапе образования гласных звуков и в основном с их помощью формируются согласные звуки.
Губы активно участвуют в произношении гласных звуков о и у. Те, кто только учится петь, должны научиться сокращать мышцы губ. Чтобы добиться чёткого произношения, необходимо выполнять упражнения, где будут употребляться согласные звуки б, п, м, в, ф.
Так же хорошо активизируют мышцы губ упражнения, где чередуются гласные звуки и и у, когда попеременно губы то расслабляются, то сокращаются. Вместо звука у можно так же выполнять упражнения с гласным звуком о. То, как расположены губы во время пения, влияет на тембр голоса. Эмоции так же влияют на пение. Например, если улыбнуться, то звук становится более светлым, как будто солнышко выглянуло, а если нижняя губа опускается, то звучание становится более грустным, «тёмным».
Положение нёба
Нёбо весьма важный артикуляционный аппарат. То, как оно расположено, очень сильно изменяет резонатор глотки. Когда оно сокращается, положение глотки меняется, следовательно, изменяется и звук. Чтобы звукоизвлечение было чётким и правильным, необходимо, чтобы мягкое нёбо активно сокращалось. При вокальных упражнениях нёбо должно быть поднятым, оно должно почти целиком перекрывать проход к носу. Чтобы ощутить его правильное положение для пения, необходимо сделать полузевок.
Если мягкое нёбо находится в вялом, опущенном положении, то звук, извлекаемый при пении, может стать носовым. Такой звук часто извлекают юные вокалисты. Если ученик сможет научиться контролировать своё нёбо, то он сможет влиять и на гортань. Если установить нёбо в правильную позицию, то гласные звуки станут более округленными, тембровая окраска будет более мягкой.
Чтобы привести нёбо в приподнятое состояние, необходимо выполнять упражнения, где произносятся гласные звуки о и у, согласные звуки к и г. Наиболее эффективно совмещать произношение согласных и гласных звуков в слогах ко – го, ку – гу.
То, как высоко может подниматься мягкое нёбо, зависит от анатомии человека. При произнесении более высоких звуков – получается более высокий «купол». На образование певческого купола, особенно стоит обращать внимание мужским голосам. Работа с мягким нёбом должна проводиться с начала обучения.
Весь артикуляционный аппарат: и нёбо, и язык, и губы, и нижняя челюсть, — может быть развит с волевыми усилиями при выполнении упражнений. Поэтому преподаватель должен уделять пристальное внимание усилиям ученика. При должной тренировке становится возможным сознательно выполнять самые точные, мелкие движения, управлять гортанью. Во время пения можно со стороны наблюдать работу артикуляционного аппарата, перенимая опыт.
Возможно подсмотреть, как шевелится челюсть, как изгибаются губы, в каком положении находится язык и как движется мягкое нёбо.
Но нельзя забывать, что как перенапряжение, так и вялая работа всего артикуляционного аппарата скажется на точности и внятности звуков. Необходимо найти золотую середину. И при необходимых усилиях, которые выработаются при несложных упражнениях, корректируя в нужную сторону, расслабляя или напрягая тот или иной артикуляторный орган, можно полностью подчинить своему сознанию и воле работу всего голосового аппарата.